издается с 1879Купить журнал

Чашка кофе Сталина и бирюза "Каховки". Как выбирали цвета для кольцевых линий метро Москвы

01 марта 2023
Схема линий Московского метрополитена имени В.И. Ленина. 1957 год.

Схема линий Московского метрополитена имени В.И. Ленина. 1957 год.

В Москве открыли Большую кольцевую линию - она стала самой протяженной в мире. 70 километров, 31 станция… А в следующем году - 70 лет, как замкнулось первое московское подземное кольцо. Которое вообще-то строить не планировали.

Изначально московские метростроители собирались строить "диаметральные" линии с пересадками в центре. Но уже в 1938-м, после открытия второй очереди метро - а это станции "Площадь Свердлова" (нынешняя "Театральная"), "Маяковская", "Площадь Революции" и другие - стало понятно, что нагрузка на пересадочные узлы станет слишком высокой. Поэтому еще до начала Великой Отечественной в московской подземке запланировали Кольцевую линию. А первые ее станции открыли уже в 1950-м.

Кстати, идеей о "диаметральных" линиях тоже воспользовались - спустя 80 лет. Теперь это Московские центральные диаметры.

Кольцевую открывали частями - или очередями, как принято говорить у метростроителей. Кольцо протяженностью 19,4 километра замкнулось в 1954-м. Интересно, что изначально Кольцевую называли в документах "Большим подземным кольцом". Но "БПК" в обиход не вошло. Поэтому мы говорим "Кольцевая" или просто "кольцо".

Но в нынешние времена - любовь к аббревиатурам побеждает. Поэтому БКЛ, МЦД, МЦК…

Почему Кольцевую стали обозначать коричневым? Есть известная всем легенда, что все потому, что, утверждая проект трассировки, Иосиф Сталин поставил на чертеж чашку с кофе. Отпечаток проектировщики приняли как руководство к действию.

Но на самом деле впервые линии московского метро на схемах расцветили уже после смерти вождя - в 1957 году Сокольническая стала обозначаться красным цветом, Замоскворецкая - зеленым, Арбатско-Покровская - синим, Кольцевая - коричневым.

На станции "Киевская" Кольцевой линии Московского метрополитена имени В.И. Ленина. 1954 год.

С тех пор станций и линий становилось больше, а цветов для их обозначения - меньше. В итоге Большой кольцевой линии достался бирюзовый, который перешел к ней от некогда самой короткой линии столичной подземки - Каховской, состоявшей из трех станций. Они вошли в состав БКЛ.

Самостоятельной линией Каховская стала только в 1995-м, а изначально этот участок был открыт в 1969-м как часть Замоскворецкой линии.

Интересно, что БКЛ со временем лишится двух станций. Сейчас в нее входят "Деловой центр" и "Шелепиха", которые расположены на "отростке", отходящем к Москве-Сити. Эти станции станут частью строящейся Рублево-Архангельской линии.

Но самая короткая линия изначально такой не задумывалась. Это была часть Большого кольца метрополитена, которое значится еще в Генеральном плане развития Москвы 1971 года, разработанным под руководством архитектора Михаила Посохина-старшего.

Большое кольцо метрополитена. Генплан Москвы 1971 года.

В итоге "Большое кольцо" воплотилось сразу в двух линиях - Большой кольцевой линии и Московском центральном кольце, которое сделали пассажирским в 2016-м. Так Московскую окружную железную дорогу, открытую аж в 1908-м, смогли интегрировать в современную систему метрополитена, хотя это, конечно, именно железная дорога, на которой эксплуатируются поезда "Ласточка", которые обслуживают Российские железные дороги.

Как видно, история нашей страны всегда остается актуальной. В том числе, для поиска новых проектов, которые зачастую оказывается просто хорошо забытым старым.