В Арктическом и антарктическом НИИ готовят к отправке на станцию новый автоанализатор для определения биогенных элементов в воде. Прибор определяет соединения минерального азота и органического фосфора. А эти показатели позволят, во-первых, лучше понимать биопродуктивность в Арктике, проще говоря - замерять скорость, с которой растут водоросли. Во-вторых, помогут в изучении движения водных масс в Северном Ледовитом океане. А вот это как раз и дает новые данные о климатических изменениях.
Важно, что повысится не только точность исследований, но и скорость их выполнения. Как пояснил начальник Лаборатории О.Ю. Шмидта Арктического и антарктического НИИ Василий Поважный, если человек способен проанализировать до 30 проб биогенных элементов в день, то прибор это же количество обработает всего за час. При этом прибор не устанет, и вообще его можно использовать хоть круглосуточно. В России столь современных приборов - не более десятка, и три из них - в НИИ.
Так что на дрейфующей станции "СП-41" его ждут с нетерпением. И это будет хорошим подарком к "юбилею" экспедиции: сегодня исполняется пять месяцев ее дрейфа. Три десятка ученых проводят исследования на самом краю Земли. От географического Северного полюса их отделяет всего несколько сот километров. Пройдено более 300 морских миль.
Напомним: "СП-41" - станция нового формата. Полярники прибыли на просторы Северного Ледовитого на уникальном судне - ледостойкой самодвижущейся платформе "Северный полюс". Оно дошло до нужной льдины, пришвартовалось к ней и начало дрейф. Ученые живут в комфорте на платформе. А работают либо на борту (судно оснащено отличными лабораториями), либо на льду, на котором расположен научный лагерь.
Как стало известно "РГ", у экспедиции все в порядке: и с судном, и со льдиной.
Поиск льдины начался задолго до дрейфа на основе данных со спутников. Как именно - "РГ" рассказал главный специалист Ледового центра Арктического и антарктического НИИ Владимир Бессонов. Именно он занимался подбором льдины для предыдущих станций. Ему доверили и поиск дома для "СП-41".
"Схема поиска отработана годами, - говорит полярник. - Сначала определяется район, в котором нужно найти льдину. И уже в нем - конкретное ледяное поле. Район крайне важен: он должен быть оптимальным. В нашем случае - длительный, чтобы сделать максимальное количество научных измерений".
Информацию о льдинах отслеживали и анализировали несколько месяцев. Сначала специалист подобрал одну группу льдин. Причем среди них оказалась очень крупная - размером сорок на пятьдесят километров.
"Но летом, - пояснил Владимир Бессонов, - циркуляция начала складывалась таким образом, что все эти поля стало сносить в восточном направлении. Оставалось все меньше шансов, что дрейф изменится, развернется, и лед понесет по трансполярному, нужному нам потоку".
Пришлось искать новые льдины. Бессонов нашел много "кандидатов". Но когда начали измерять на месте толщину, они его не устроили. 60-80 сантиметров. Нужно было больше: на лед предполагалось высаживать не только людей, но и выгружать тяжелую технику, в том числе трактор.
В итоге льдина, на которой ныне расположена "СП-41", площадью шесть на семь километров оказалась в списке между более крупными кандидатами (15 на 18 километров и 10 на 13 километров). А по промерам льдина-победитель имела толщину (если отойти от края) метр и более. Льдину тщательно обследовали.
Но, безусловно, предсказать на 100 процентов все невозможно. Ломались льдины разной толщины.
"Было это на "СП-26" в 1984 году, - вспоминает Владимир Бессонов. - Толщина льдины - примерно четыре метра. Первая смена отработала хорошо, льдина вела себя идеально. Но вот весной приехала вторая смена, и я в том числе. После отправки последнего самолета на "Большую Землю", доставившего людей и грузы, идем по лагерю. И вдруг у меня под ногами пошла трещина, которая стала быстро расширяться. Смотрим - там треснуло, там. Фактически весь лагерь поделен "на кусочки". Каждый домик оказался в изоляции, на маленьком островке. Пришлось прокладывать мостки, соединяющие куски льдины. А мой коллега упал в трещину. Чуть не погиб. К счастью, все закончилось хорошо".
Позже трещина разъединила две части лагеря метров на триста. Дней десять ждали, когда трещина замерзнет. И тогда рискнули по ней пойти. "Идешь по льду - а он гибкий, прогибается под тобой. Думаешь: "Ну, вот, может это последние твои шаги". Но все обошлось. Понимаете: у льдины есть характер, и она может быть очень коварной. Поэтому принципиально новый формат работы "СП-41" - лагерь и судно наиболее безопасен. Если на льдине появятся существенные трещины, исследователи перейдут на судно и будут в полной безопасности", - резюмирует Бессонов.
Специалист по поиску льдин поделился мечтой: чтобы дрейфующий ледяной остров (осколок от шельфового ледника), которые встречаются в канадском секторе, приплыл к нам. И чтобы на нем тоже можно было открыть дрейфующую станцию. "У ледяного острова может быть очень большая толщина льда. Он более долговечен. И - что тоже крайне интересно исследователям: его возраст может составлять и тысячи лет. То есть можно получать пробы с материалом и такой давности", - говорит полярник.
На картах, составленных Бессоновым, льдина, на которой дрейфует СП-41, числится как 27А. Полярники обычно каких-то особых названий льдинам не дают.