Султан перед телевизором. "Балет Москва" представил первую премьеру после присоединения к "Новой опере"

Программа "Танц Nuvo" включает три одноактных постановки Константина Кейхеля, Ирины Кононовой и Анны Щеклеиной. Ими "Балет Москва" открывает новую главу своей 34-летней истории.
"Танц Nuvo" открыл новую главу 34-летней истории "Балета Москва".
"Танц Nuvo" открыл новую главу 34-летней истории "Балета Москва". / Батыр Аннадурдыев

Прошлым летом "Балет Москва" начал новую жизнь. Не в первый раз - история труппы, созданной в разгар перестройки, драматична. В последние годы она, разделившись на современную и классическую, нашла собственное лицо, создала интересный оригинальный репертуар и наработала отличную репутацию. Но изменения ситуации вновь потребовали преобразований, и летом "Балет Москва" стал частью театра "Новая опера", которая тоже трансформируется под руководством нового директора Антона Гетьмана.

Вечный бездомный скиталец, никогда не имевший собственной сцены, обрел наконец стационар. Но изменения этим не ограничились: труппа, давно славившаяся харизматичными артистами, значительно обновила состав. Собирала его уже новый художественный руководитель Анастасия Яценко. Экс-солистка Большого театра, широким массам она больше известна как человек, отвечавший за конкурс молодых хореографов на фестивалях Дианы Вишневой. Среди них она и выбрала создателей программы-презентации "Танц Nuvo".

Танцовщики то строго расчерчивают сцену, то сбиваются в сгусток энергии в ее центре

Со времени победы Константина Кейхеля на самом первом "Context. Diana Vishneva" прошло уже десять лет. Хореограф с тех пор стабильно много работает, сделав себе имя в узком кругу современного танца. Его новая работа "Моно" прекрасно презентована: в ее основе лежит, как повествует автор в пресс-релизе, взятое из японской культуры понятие моно-но аварэ, "печальное очарование вещей", которое "во многом связано с осознанием текучести времени". Костюмы, своей строгой черной лаконичностью отсылающие к Йоджи Ямамото, минималистичная музыка Константина Чистякова и особенно прекрасный свет Ксении Котеневой помогают хореографу погрузить зал в транс. Танцовщики то строго расчерчивают сцену прямыми, то сбиваются в сгусток энергии в центре, то наступают на авансцену, то сосредотачиваются в ее глубинах. Первые минут пятнадцать с удовольствием предаешься поискам параллелей и перпендикуляров хореографии и истории, постановщика и исполнителей. Но "Моно", вопреки заявленным тридцати минутам, прокручивает тему все сорок, заставляя энтузиазм истончаться вместе с хореографией.

После этого настоящим энергетическим взрывом выглядит зачин "Этого великолепного века" Ирины Кононовой: современный султан в канареечном костюме располагается на диване перед телеком в предвкушении любимого сериала. В этой картинке (художник - Ульяна Еремина) столько иронии, что начинаешь ерзать в театральном кресле практически в таком же нетерпении, как Султан на сцене. Только история про то, как современный парень воображает себя повелителем гарема, оказывается каким-то унылым провинциальным концертом эстрадных танцев 1990-х. Даже обаяние и мастерство Виктора Кондакова (Султан) в окружении отличной компании партнеров не помогают продержаться те же бесконечные сорок минут.

Фото: Батыр Аннадурдыев

Анна Щеклеина, чей перформанс "Новая земля" победил на предыдущей "Золотой маске", за последний год стала одной из самых востребованных фигур на нашей танцевальной сцене. "Озеро", придуманное для "Танц Nuvo", продемонстрировало, что она способна работать с бесперебойностью конвейера. И умеет в случае необходимости красиво положиться на партнерство композитора (Василий Пешков), художника (Галя Солодовникова) и художника по свету (Татьяна Мишина). Приподнятый под углом круг сцены, ограниченной порослью чертополоха, спеленывающие костюмы, жесткий свет, бескомпромиссный звук создают ощущение мира после катастрофы. Щеклеина умеет наполнить его собственным теплом даже с помощью минимального движения. Но "Озеро" совсем не лапидарно, хореограф вплетает в ткань своего спектакля много узнаваемых узоров: в ход идут и ивановские "лебединые" руки-крылья, и бежаровский ритм "Болеро", и много разной Пины Бауш. Синтез выходит вполне самостоятельным, но ему не хватает той простоты небанальных решений, которые обычно отличают спектакли Щеклеиной.

Зато энергия и отвага, которой не хватило в презентационной программе хореографам, в достатке есть у танцовщиков нового призыва. Ждем следующих премьер.