Андрей Максимов: Иногда складывается впечатление, что худрук не имеет права уволить артиста, если тот популярен

В самой середине прошлой недели, в самый прям женский-преженский день, показали по телевизору концерт Алексея Рыбникова. Ах, какой концерт чудесный! В который уже раз убеждаешься, что Алексей Львович - отдельный, уникальный, мелодичный, чудесный и проч. и проч. И "Юнона и Авось" звучала, и песни, и знаменитого "Хоакина Мурьету" вспомнили, и - что важно! - новое совсем произведение Рыбникова по "Войне и миру"!
iStock

В общем, дай Бог здоровья современному гению, а нам - его новых произведений.

Параллельно с этим в прессе и интернете на пустом месте разыгрывается скандал: мол, Рыбников ссорится с музыкантами "Градского Холла", куда он пришел руководить, и даже расстается с кем-то, в частности, с теми, кто играл в оркестре.

Вы знаете, я давно занимаюсь журналистикой и понимаю: когда возникает конфликт, в нем надо разбираться. Однако в данном случае в этом никакой необходимости нет. И дело даже не только в том, что Рыбников - один из самых интеллигентных, спокойных, доброжелательных и мирных людей, которых я видел. Дело в том, что, если такой человек, как Рыбников, руководит неким творческим учреждением - например, "Градским Холлом", - он имеет полное право работать с тем, с кем хочет.

Есть правило, про которое мы часто забываем. Отвечать за работу творческого коллектива необходимо тому, с кого спрашивают. И идти отвечающий должен с теми людьми, с которыми ему по пути. А с другими приходится расставаться.

Марк Захаров называл театр "добровольной диктатурой". И это, безусловно, так: ты либо добровольно подчиняешься лидеру, либо не сможешь с ним работать.

В последнее время суд восстановил на работе в Театре Ермоловой несколько актеров, которых уволил художественный руководитель Олег Меньшиков. Они улыбаются в социальных сетях и пишут забавные слова про справедливость. Суд поступил единственно возможным образом: он действовал по закону. Суду, справедливо, все равно: он восстанавливает человека на заводе, на фабрике или в автоколонне - закон один. А артистов жалко. Видимо, они никому особенно не нужны, поэтому им, наверно, проще получать зарплату в театре и ничего не делать, чем устремляться свободным путем.

Есть такой замечательный актер Сергей Рубеко - мы работали с ним в двух спектаклях, которые я ставил в Театре Маяковского. Когда Сергею не понравился один из прошлых руководителей театра, - он уволился сам. Когда пришли новые люди и пригласили его, - он вернулся. По-моему, это нормальная, внятная позиция артиста.

Нам почему-то очень трудно понять, что художественный лидер - это человек, который имеет не только множество обязанностей, но и некоторое количество прав. Одно из несомненных: собирать свою команду. И это право отнять у него нельзя.

Марк Захаров называл театр "добровольной диктатурой". И либо добровольно подчиняешься лидеру, либо не сможешь с ним работать

В свое время, возглавив БДТ, Кирилл Лавров не уволил ни одного человека - можно так. Существуют руководители, которые расстаются со старой командой легко, набирая новую. Так тоже можно.

Не хочу, чтобы читатель подумал, будто я теоретизирую, и меня эти проблемы не касаются вовсе. Касаются еще как.

Не так давно, чуть больше полугода, я делал программы на радио "Орфей": вместе с Элиной Френкель - про воспитание детей, а также ни на кого не похожий ежедневный личный календарь. Программы только начали вставать на ноги, они нравились и руководству, и слушателям, и вдруг... возникли финансовые проблемы, и программы закрывают.

Чудеснейшее, интеллигентнейшее руководство "Орфея" расстраивается не меньше моего. Более того, продолжает программы - за что низкий поклон - аж до конца апреля. Но потом - все. Нет денег - нет передачи.

Обидно? В принципе, да. Потому что я вообще люблю параллельно с телевидением делать еще что-то на радио, да и "Орфей" - уж больно хорошая радиостанция. Но никаких конкретных обид быть не может... Закончились ли деньги, случились ли какие-то иные обстоятельства... Неважно! Спасибо этому дому, буду искать следующий. Не мой выбор. Не мне за него отвечать. Но и не мне по его поводу страдать.

Периодически - так и совсем недавно тоже было - из театров увольняются актеры. Как правило, делают они это тихо, интеллигентно и без скандалов. (Многие ли знают, что одна из самых интересных молодых актрис Анна Чиповская уволилась из "Табакерки" и уже блистает на сцене МХТ?) Но иногда из увольнения делается скандал, и складывается впечатление, что худрук никак не имеет права уволить артиста, если тот популярен.

Имеет. Олег Ефремов в свое время уволил из МХАТа не кого-нибудь, а своего друга юности, великого актера Евгения Евстигнеева. Евстигнеев страдал, но писем в газеты не писал и по инстанциям не ходил.

Руководитель любого творческого коллектива - капитан корабля - в первую очередь отвечает за команду. И если ему, скажем, не нравится мастерство музыкантов оркестра; или позиция актера; или его профессиональная подготовка; или ему просто тот или иной человек не подходит для создания команды, - он должен иметь все права с ним расстаться.

Иногда складывается впечатление, что худрук не имеет права уволить артиста, если тот популярен

Мне кажется, наша задача, зрительская, не в том, чтобы обсуждать - хорошо или нет расставаться с тем или иным человеком, а чтобы понять: ради чего это делается, что в результате строит лидер.

... А замечательный концерт Рыбникова закончился знаменитой "Аллилуйя!" из "Юноны и Авось". "Аллилуйя любви!"... Любовь хочется послать всем тем, кто создает новые творческие пространства в Москве. Ведь именно она никогда не бывает лишней.