Ущерб бизнесу или защита потребителей? В России займутся вопросом регулирования онлайн-подписок
Как ожидается, поправки позволят урегулировать не всегда прозрачную структуру взаимоотношений пользователей и онлайн-сервисов. Эксперты полагают, что регулирование может нанести ущерб бизнесу и сделать использование сервисов менее комфортным.
Так называемая возобновляемая подписка наиболее распространена в потребительских цифровых продуктах - стриминговых сервисах, онлайн-кинотеатрах, игровых платформах. Также она распространена в торговле физическими товарами регулярного потребления. Для многих сервисов подписка является единственной моделью монетизации.
В то же время эксперты отмечают, что модель может использоваться для недобросовестных практик. Часто потребителей вынуждают соглашаться на оплату по возобновляемой подписке, не предлагая альтернатив. Если первоначально компании предлагают пользоваться сервисом бесплатно в течение пробного периода, то условием является передача и сохранение данных банковской карты для последующих списаний. При этом далеко не все компании уведомляют пользователей о приближении платного периода, и многие пользователи забывают отказаться от продления подписки. Кроме того, условия автоматических списаний могут быть обозначены либо заведомо ложно, либо в форме, затрудняющей их восприятие потребителем.
Как следует из данных исследования, проведенного АНО "Диалог" (копия есть в распоряжении "РГ"), более половины пользователей, подписанных на те или иные сервисы, либо забывают отписаться, либо испытывают технические трудности с отпиской. При этом в силу незначительной стоимости подписки (средневзвешенная стоимость мультиподписки на начало 2022 года составляла 199 руб.), такие дела редко становятся предметом судебных разбирательств.
Проект поправок в Закон "О защите прав потребителей" появился из общественного запроса, поясняет "Российской газете" Антон Немкин. "Люди хотят заранее знать, кто у них спишет деньги и за какие услуги. Мы предлагаем дать нашим гражданам такой инструмент. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при работе над законопроектом мы руководствовались тем, чтобы найти баланс между интересами бизнеса и пользователей. Более того, мы даем коммерческим организациям достаточно времени для адаптации к новым требованиям: в случае принятия законопроект вступит в силу с 1 марта 2024 года. По этой же причине законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения", - сообщил Немкин.
Иначе смотрят на инициативу участники рынка онлайн-платформ. По мнению собеседника "РГ", на рынке онлайн-кинотеатров регулирование может нанести ущерб развитию отрасли. "В текущей редакции законопроект противоречит своей изначальной цели - обезопасить пользователей от недобросовестных сервисов. В таком виде он может навредить добросовестным игрокам рынка, а также ухудшить пользовательский опыт для миллионов граждан", - говорит он.
В АНО "Цифровая экономика" "Российской газете" подтвердили факт проведения 9 марта рабочей встречи, где обсуждалась эта инициатива.
"Подтверждаем проведение рабочей встречи с участием бизнес-сообщества и госорганов на площадке нашей организации, где были заслушаны предложения, направленные на регулирование подписок", - сообщили в пресс-службе.
Рынок подписных сервисов в России выстроен и очень конкурентен, отмечает глава информагентства Telecom Daily Денис Кусков. "Если брать онлайн-видео, то там на первых пять игроков приходится, по нашим данным, почти 75% рынка", - говорит он. По словам Кускова, за последнее время ситуация изменилась и люди начали считать свои деньги. И если раньше могло доходить до десятка подписок на разные онлайн-сервисы, то теперь это чуть более двух.