издается с 1879Купить журнал

Архангельские судостроители построят в Москве поморский карбас

13 марта 2023

Архангельские судостроители построят в столице девятиметровый поморский карбас, а затем отправятся на нем в плавание по Северной Двине, а также по арктическим морям на место несуществующего ныне города Мангазея. Северные мастера будут "шить" карбас по старинным русским технологиям - поучаствовать в строительстве смогут жители и гости столицы.

О том, что в марте "карбасная идея" Товарищества поморского судостроения, Политехнического музея и Музея Москвы обрела реальные очертания и получила финансирование Президентского фонда культурных инициатив, спецкору "РГ" и "Родины" рассказали в правительстве Архангельской области - проект "Мангазейский морской ход" выиграл наибольший в регионе грант.

Отметим, что строительство в столице традиционной северной лодки станет продолжением совместного проекта архангельских мореходов, "Российской газеты" и журнала "Родина" "Поморский карбас" - пять лет назад он завоевал национальную премию Русского географического общества. Напомним, Товарищество поморского судостроения построило традиционное парусное судно поморов с участием журналистов "РГ" и "Родины", а затем мореходы прошли на нем до Соловков.

- Строительство карбаса в столице мы начнем летом, а сейчас Политехнический музей подбирает подходящую для этого площадку в Москве, - рассказал "РГ" и "Родине" руководитель Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба. - Наш проект обучающий - для желающих принять участие организуем учебные группы. Кроме того, на строительстве лодки смогут работать волонтеры, а на верфи будут проводиться экскурсии.

Осенью, после того, как карбас будет "сшит", участники проекта отправятся на нем из Великого Устюга в Архангельск по Сухоне и Северной Двине. А в следующем году запланировано плавание по старинному Мангазейскому морскому ходу через Канинский и Ямальский волоки по Белому, Баренцеву, Печерскому, Карскому морям. Конечная точка - низовье реки Обь и место, где несколько веков назад была построена "златокипящая Мангазея" - ныне исчезнувший поморский город.

- За несколько дней "в один топор" русские поморы могли построить лодку: блестящее знание судостроения, навигации, арктической погоды, умение ориентироваться в высоких широтах помогли им стремительно (меньше чем за сто лет) в условиях полного бездорожья пройти всю Сибирь и достигнуть берегов Аляски, - говорит Евгений Шкаруба.

По его словам, итогом проекта станет выставка "Технологии открытий" - она будет посвящена русскому освоению Сибири и созданию русской водно-волоковой цивилизации в XVI - XVII веках.