15.03.2023 03:08
    Поделиться

    Зульфира Хайбуллина: Нельзя забывать, что наши деды воевали против общего врага

    Хрупкая, но в то же время очень сильная женщина, на которую не стыдно равняться, Зульфира Хайбуллина никогда не стремилась к известности, но ее хорошо знают в волонтерской среде. Она одна из бессменных организаторов шествия "Бессмертный полк" в Бишкеке, волонтер и большой патриот Кыргызстана. Ее имя неразрывно связано со сбором гуманитарной помощи для нуждающихся, поддержкой пострадавших в стихийных бедствиях или конфликтах.
    Зульфира Хайбуллина: Практически  в каждой семье кыргызстанцев были те, кто во время Великой Отечественной войны ушел на фронт.
    Зульфира Хайбуллина: Практически в каждой семье кыргызстанцев были те, кто во время Великой Отечественной войны ушел на фронт. / Любовь Шкуратова

    К сожалению, поводом для беседы с ней послужил крайне тревожный инцидент. Против Зульфиры Хайбуллиной развернулась кампания со стороны довольно большой, как оказалось, группы граждан, которым претит ее убеждение, что в Кыргызстане необходимо бережно хранить память о Великой Отечественной войне и воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине и общей истории.

    - Не предполагал, что в Кыргызстане поводом для интервью может стать что-то подобное.

    Зульфира Хайбуллина: И это страшно. Не представляю, откуда появились все эти люди и откуда в них столько ненависти... С другой стороны, вся эта ситуация убедила меня в том, что хороших людей у нас все же гораздо больше. Мне после произошедшего пришло очень много сообщений со словами поддержки. Люди, совсем незнакомые друг другу, объединились, поскольку поняли, что на происходящее нельзя закрывать глаза. Думаю, вместе мы победим!

    - Звучат версии, что случившееся с вами ничто иное как попытка сорвать подготовку к проведению марша "Бессмертного полка".

    Зульфира Хайбуллина: Считаю, что, скорее всего, так и есть. Не исключаю, что за всем этим могут стоять внешние силы. Известно, что на различные акции в странах Центральной Азии из дальнего зарубежья направлено много средств.

    - Зачем и кому это может быть нужно?

    Зульфира Хайбуллина: Тем, кто хочет, чтобы мы предали нашу общую память, забыли свою историю, стремится развернуть нас в противоположном направлении. Заинтересован в подобном только тот, кто желает, чтобы никто не вспоминал, что наши деды воевали вместе.

    - Как, на ваш взгляд, такое стало возможно в стране, отправившей в свое время практически всех мужчин, способных держать оружие, на фронт?

    Зульфира Хайбуллина: Мне кажется, это комплексная проблема. С одной стороны, было упущение со стороны государства. Власти долгое время не задумывались о необходимости воспитывать в подрастающем поколении патриотизм. В школьной программе сократили время, отведенное на изучение Великой Отечественной войны. На эту тему отводится всего два часа. А еще есть фактор трудовой миграции. Взрослые уезжают на заработки, и воспитанием детей почти никто не занимается. Поэтому новое поколение так чувствительно к пропаганде искусственных ценностей, навязанных извне.

    - Но что заставляет менять взгляды на общее прошлое людей уже нашего поколения? Учились ведь мы в одних школах по одним же программам.

    Зульфира Хайбуллина: Это самый трудный для меня вопрос, и я не знаю ответа. Возможно, свою роль сыграла многолетняя пропаганда из-за рубежа. Нашим людям долгие годы пытались привить иные ценности. В головы закладывались другие ориентиры.

    - Что, кстати, вообще подвигло вас принять идею "Бессмертного полка", стать одним из организаторов народной акции?

    Зульфира Хайбуллина: Возможно, определенное влияние на меня оказало и недавнее прошлое. Я всегда отличалась активной позицией, со школьных лет участвовала в различных мероприятиях. Мой отец возглавлял совет ветеранов на предприятии, на котором работал. Мы помогали участникам войны, ухаживали за мемориалами. Дома всегда было много литературы на соответствующие темы.

    Впервые марш "Бессмертного полка" в Кыргызстане, если помните, прошел в Оше. Я увидела эту новость и задалась вопросом: а почему подобная акция не проходит и в Бишкеке? Можно сказать, что это был порыв души, стремление защитить нашу общую память. Ведь практически в каждой семье были те, кто во время Великой Отечественной войны ушел на фронт.

    С помощью журналистов мне удалось выйти на организаторов марша в Оше. Оказалось, что инициатива исходила снизу, от общественных активистов. И тогда я взялась за организацию такой же акции в столице.

    Первые годы, говоря откровенно, было очень тяжело. Мы, можно сказать, сталкивались с определенного рода сопротивлением. Возможно, кто-то хотел бы сохранить монополию на организацию подобных мероприятий. Либо боялся, что мы заберем себе все лавры. К счастью, недопонимание удалось преодолеть.

    - Как вы относитесь к тому, что к шествию "Бессмертного полка" присоединяются крупные чиновники и даже президенты?

    Зульфира Хайбуллина: С полным пониманием. Нужно понимать, что чиновники участвуют в шествии не как люди, облеченные властью и полномочиями, а как обычные граждане, они выходят на марш "Бессмертного полка" не для того, чтобы заработать политические очки. В их семьях были участники Великой Отечественной войны, и они гордятся этим, хотят почтить память предков.

    - Не опасаетесь провокаций во время очередного шествия "Бессмертного полка"?

    Зульфира Хайбуллина: Опасения такого рода у меня возникают каждый год. К счастью, есть компетентные органы, которые могут подключиться, чтобы не допустить провокаций. Хотя на местах порой пытаются перестраховаться. В прошлом году, к примеру, мэрия Бишкека долго не давала четкого ответа, смогут ли городские власти разрешить шествие. Полагаю, чиновники опасались возможных провокаций в связи с событиями на Украине. Но в конце концов разрешение нами было получено.

    Нам бы, конечно, очень хотелось, чтобы на возможность проведения народной акции не влияла политическая составляющая. В том числе - международная ситуация. Но, к сожалению, полностью избежать этого не удается. Но, думаю, Кыргызстан преодолеет это, ситуация должна вернуться в нормальное русло. Хороших людей, повторяю, больше.

    Ключевой вопрос

    - На ваш взгляд, почему в Кыргызстане появилось и получило такое мощное развитие волонтерское движение?

    Зульфира Хайбуллина: Потому что у нас хорошие люди, душевные, они всегда откликаются на чужую беду. Никто не думает о каких-то льготах или вознаграждении. Помощь оказывается по велению души. Наше общество остро реагирует на трагические события, будь то авиакатастрофа, пограничный конфликт или беспорядки.

    Волонтерское движение, можно сказать, стало массовым начиная с событий 2010 года, когда на юге Кыргызстана вспыхнул конфликт, в котором пострадало огромное количество граждан. Людская трагедия не могла оставить людей равнодушными. Мы объявили о сборе гуманитарной помощи, а затем отправляли ее на юг. Там нашлись точно такие же добровольцы, которые без участия чиновников, собственными силами принимали ее, доставляли на места и распределяли среди нуждающихся.

    То, что удалось сделать тогда, впечатлило многих наших граждан. Люди поверили, что в нашем обществе немало неравнодушных, готовых бескорыстно поддержать тех, кто оказался в беде. А главное - что волонтерство приносит реальный результат и помощь действительно доходит до нуждающихся.

    Или взять, к примеру, последние события в Баткенской области. Помочь пострадавшим вызвалось огромное количество сограждан. И когда они собираются вместе, можно почувствовать тот особый дух, который дает тебе прилив новых сил. Это ощущение невозможно ни с чем сравнить.

    Поделиться