15.03.2023 08:29
    Поделиться

    Идеально серые стены

    Большой выставочный зал, готовый принять действительно масштабные проекты, появился в Свердловске еще в 1984 году: целый этаж построенного тогда проектного института напрямую соединили с картинной галереей, расположенной на улице Вайнера, 11.
    Зал площадью 700 квадратных метров подвергся масштабной реконструкции.
    Зал площадью 700 квадратных метров подвергся масштабной реконструкции. / Татьяна Андреева/РГ

    Выставки мэтров уральской живописи, групповые и персональные, фестивали, необычные проекты (последний из них, представленный Третьяковкой, - "Музей современного искусства: Департамент труда и занятости") - яркая история закончилась 1 ноября 2015 года, когда зал закрылся на реконструкцию вместе с музеем ИЗО.

    И вот через семь лет Екатеринбург вновь получил масштабное выставочное пространство площадью 700 квадратных метров. Из уютных залов центра "Эрмитаж-Урал" вместе с директором музея ИЗО Никитой Корытиным проходим в помещение с серыми стенами и темным полом.

    Никита Корытин: Мы не стали организовывать отдельный вход, пройти в зал можно только со второго этажа "Эрмитаж-Урала", но с точки зрения контента это пространство никак с ним не связано. Оно отведено под искусство XX и XXI веков, в том числе отечественное, а также под фестивальные проекты.

    Покупать отдельный билет не придется?

    Никита Корытин: У музея есть важная миссия гармонизировать общество, и мы не хотим повышать стоимость билетов. Посетители платят за вход, а дальше им доступно все: лекции, выставки, мероприятия, постоянная экспозиция.

    Реконструировать зал не просто покрасить стены. Что сделали в помещении?

    Никита Корытин: Фактически здесь ничего не осталось от того, что было в советское время. Электрика, вентиляция, инженерная инфраструктура - изменилось все. Даже оштукатуренные стены не просто покраска. Это укрепление, изменение теплового контура, замена окон. Естественно, система охраны также подверглась модернизации. Теперь выставочный зал, за исключением внешних стен, практически новое здание.

    Каково цветовое решение пространства?

    Никита Корытин: Мы работаем в сфере визуальной культуры, и главное для нас - зрительное впечатление. На втором этаже "Эрмитаж-Урала" преобладают теплые тона - золотистые, землистые, красноватые. Свет также теплый, паркет теплого тона, дающий гигантский желтый блик на стенах. Это нормально для живописи XVII-XIX веков. А в искусстве второй половины ХХ века доминирует другой колорит. Визуальная культура XX и XXI веков построена на холодных тонах, контрастах красного и синего. Поэтому в выставочном зале выбран абсолютно нейтральный серый цвет, который не так просто получить, светильники, регулирующие силу светового потока и температуру света.

    Раньше мы не имели такого большого периметра и такой удобной высоты стен с точки зрения зрительского комфорта и возможностей для кураторов . В зале присутствуют элементы трансформации - поверхности, меняющие конфигурацию помещения. После того как в Третьяковке украли картину Куинджи, многие озаботились безопасностью развесочной системы. У нас установлены тросы, которые не перережешь, крючки, которые не снимешь, причем монтируются они быстро. А еще появился достаточно большой лекторий. Малый зал на третьем этаже рассчитан на 25 человек, а в новом разместится 35-40. Больше, по нашему опыту, и не нужно.

    Насколько серьезное событие для Екатеринбурга - открытие выставочного зала?

    Никита Корытин: Это вопрос имиджа. Во многих крупных городах есть гораздо более внушительные пространства. Например, в Нижнем Новгороде их площадь достигает десятков тысяч метров. В Екатеринбурге есть галереи, но это не то. Чтобы принять крупный проект, необходим именно музей с инфраструктурой, штатом, системой безопасности.

    Никита Корытин: Мы работаем в сфере визуальной культуры, главное для нас - зрительное впечатление. Фото: Татьяна Андреева/РГ

    Расскажите о первой выставке "Земля, небо и их обитатели". Михаил Назаров и Павел Ходаев - почему именно эти художники?

    Никита Корытин: Если бы мы обратились к местным мастерам, принять решение было бы сложнее. Конечно, у нас есть известные имена: не так давно мы делали подряд две выставки Брусиловского, огромные по количеству материала. Назаров и Ходаев - соседние регионы, Уфа и Челябинск. Оба художника сформировали вокруг себя творческий ландшафт. Они дружили, общались, у них прослеживается взаимное влияние, несмотря на разницу в возрасте. У Назарова, например, есть ответные художественные жесты на высказывания Ходаева. Взять настолько тесно связанных художников и показать их в большом объеме и трудно, и интересно. И еще, у нас весь план на будущий год построен на больших партнерских гастрольных проектах. Мы везем в Пермь огромную выставку художественного литья из чугуна. В Нижний Новгород - целых три проекта: авангард, наивное искусство и самую большую в истории выставку Брусиловского.

    А что будет после Ходаева и Назарова?

    Никита Корытин: Свердловский андеграунд. В городе открылся музей андеграунда, он, можно сказать, простимулировал нас тоже пройтись по этой гигантской части визуальной культуры, которая сгинет, если ее не собрать. Проект планируется сопроводить каталогом с комментариями наших сотрудников. Есть такой момент: никогда не интересовавшийся искусством человек, придя на выставку "Земля, небо и их обитатели", получит яркое впечатление. Это визуально очень эффектный материал. Андеграунд визуально сложен, без какого-либо сопровождения, комментария эту экспозицию не понять. Третья выставка - "История фотомонтажа". Тема философская, не только визуальная, - о мировоззренческих, идеологических вопросах.

    Выставочный зал нужен, чтобы делать высказывания обобщающего толка. Просто показать художника нам не так интересно, это могут делать галереи. Музей должен запускать сложные проекты, со сложным смыслом. Большой выставочный зал заточен именно под эти задачи.

    Ключевой вопрос

    Кто помог осуществить проект?

    Никита Корытин: У нас три спонсора. Два новых - центр систем безопасности и московская галерея, а также постоянный партнер - компания "ФОРЭС" и Фонд семьи Шмотьевых. Они содействовали реконструкции здания центра истории камнерезного дела, с чего и началось наше сотрудничество. Кроме того, "ФОРЭС" помог переоборудовать зал художественного литья из чугуна, где находится наша титульная коллекция. Так вышло, что, запланировав тотальную перестройку экспозиции, музей оказался в последний момент без поддержки. Фонд семьи Шмотьевых выручил нас, и мы смогли все задуманное воплотить в жизнь, пока были закрыты из-за пандемии. Большой выставочный зал - третья инфраструктурная инвестиция. Мы благодарны партнерам и хотим сделать признательность зримой - информацию о спонсорах размещаем на табличках.

    Прямая речь

    Александр Шмотьев, директор Фонда поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых, участник ООО "ФОРЭС":

    - Поддержка инфраструктурных и выставочных проектов музея ИЗО стала для "ФОРЭС" и фонда логичным продолжением регулярной работы, направленной на повышение узнаваемости культурного наследия региона в России и за ее пределами. Конкретно этот проект мне кажется очень удачным с точки зрения возможностей, появляющихся у музея. Не секрет, что Екатеринбург как самый компактный миллионник имеет дефицит помещений, способных удовлетворить потребность в экспонировании шедевров изобразительного искусства. Новые пространства - всегда новые точки притяжения на культурной карте города. Надеюсь, Большой выставочный зал станет местом, про которое говорят: ты должен его увидеть. Кроме того, это подарок горожанам в юбилейный для Екатеринбурга год.

    Поделиться