Александр Мальцев в одиночку захватил опорный пункт ВСУ и погиб, прикрывая отход товарищей
...Это произошло 10 марта там же, под Кременной. Здешние леса противник изрыл окопами, превратив в мощный укрепрайон. Выкурить из них нацистов ударами артиллерии невозможно, пехоте приходится вручную зачищать каждый окоп. Вот на такую работу и отправился командир отделения разведки Александр Мальцев.
- Очень толковый и грамотный боец. Соображал головой, знал, зачем сюда пришел. Дашь задачу - наизнанку вывернется, но выполнит, - рассказал военкору "Комсомольской правды" Александру Коцу командир штурмовой роты 488-го полка Сергей Легостаев.
По пути к вражескому окопу товарищей Мальцева одного за другим покосило пулеметным огнем. Александр оттащил раненых в безопасное место, вызвал санитаров и пошел на штурм один. Подобрался к "опорнику", дождался, пока вэсэушники отвлекутся на отражение атаки с другой стороны, ужом скользнул в окоп. Опять затаился за поворотом траншеи, подождал, пока у украинцев закончатся патроны и они займутся перезарядкой. Вынырнул из-за угла, уложил троих врагов огнем из автомата. Еще двое украинских солдат положили руки на бруствер - сдаемся.
Эту фантастическую историю засняли на видео бесстрастные беспилотники, парившие над полем боя. Вместе с пленными Мальцев дождался подкрепления и передал ему свою добычу. Один из пленных, как выяснилось, больше месяца проходил подготовку в Британии. Он долго не мог поверить, что их огневую точку захватил один-единственный солдат.
Мальцев вырос в многодетной семье на Кубани, отслужил срочную, потом по контракту, награжден медалью "За отвагу". Работал в Петербурге, вырастил дочь, но без колебаний ушел на фронт по мобилизации. Попросился в самое пекло, в штурмовую роту.
- В нем было столько энергии, что, казалось, он порой не знал, куда ее девать. Очень любил играть в футбол, всегда бился до последнего, - рассказала подруга жены.
На фронте штурмовикам достается самое трудное и опасное. При этом сами они себя героями не считают.
- Это нормальная мужская работа: красивая, грамотная. Как я всегда говорю - надо нагло и аккуратно, - продолжил Легостаев. - А в десанте у нас говорят - невыполнимых задач не бывает.
- Вчера корреспонденты "РГ" побывали на лабинской улице Калинина, где живут родители Александра Мальцева. Дом притаился среди таких же шедевров архитектурной мысли 70-х. Первоцветы у забора смело демонстрируют свое разноцветье: беленькие, голубенькие, фиолетовые. А в доме сейчас горе. И кажется, что здесь пересекаются жизнь и смерть...
Накануне приехали из Санкт-Петербурга Сергей и Анжела Мальцевы. Никто не хочет верить в смерть Александра. Тихо вторят: он не мог погибнуть, он сильный… Но все для панихиды готово. Горит свеча, ручейки воска, фотографии в черном обрамлении…
- Слез уже нет. Все вылила. С Сашей мы росли вместе. Он был старшим другом - охранял, оберегал. Он с родителями переехал в Лабинск из Норильска в четырехлетнем возрасте. А я только родилась. Я росла, а он взрослел. Он меня повел в нашу любимую четвертую школу, которую оба окончили, - рассказывает Алена Турыгина, дальняя родственница, а еще друг детства и юности Александра Мальцева. - С детства он был самостоятельным, принимал правильные решения, которые потом непременно одобряли взрослые. Помочь рядом живущей бабушке, защитить слабого, поделиться конфетами - это в его характере. Мама Саши была строителем. Пропадала на работе. Но всегда знала, что в доме порядок: и Саша, и его брат Сергей, и старшая сестра Анжела были серьезными ребятами. Саша был футболистом, капитаном городской команды. Защитник. И в игре, и в жизни. Нас защищал... Страшное горе, сердце буквально на части рвется, до сих пор не верится, что Саши больше нет. Мы регулярно созванивались и переписывались. Саша любил отправлять голосовые сообщения. Последнее пришло 8 марта. Оно было коротким: "Аленушка, поздравляю с праздником, желаю добра тебе, родным и близким!" Голос был каким-то тревожным, чувствовалось, что он торопится… Узнала, что его больше нет. До сих пор не могу в это поверить…
По ее словам, в 2011 году он уехал в Санкт-Петербург. Сашин папа умер полтора года назад, мама, Нина Константиновна, осталась одна. Но Сашу тут хорошо помнят.
- В 1992 году мы окончили 11-й класс Лабинской школы № 4. Я была старостой, а он - моим первым помощником. Ему можно было поручить любое дело и знать, что не подведет. В него были влюблена чуть ли не половина наших девчонок: красивый, высокий, мужественный... И галантный кавалер, что немаловажно, - со слезами на глазах рассказывает Татьяна Цапкова (Швец), его одноклассница и соседка. - Когда в походы ходили, он всегда сам носил наши рюкзаки и другим парням пример подавал. Я совсем не удивилась, услышав о его подвиге. Это в его характере: рисковать, идти напролом, принимать удар на себя...
Владимир Орлов, бывший учитель физвоспитания СШ № 4 города Лабинска, такого же мнения.
- С первого класса знаю Сашу, его брата Сережу. Спортивные парни, известные в Лабинске футболисты. Сережа один из первых в нашем городке получил звание мастера спорта, а Саша был капитаном местной сборной. В походах Саша был моей правой рукой. Сколько раз мы преодолевали с ним Кавказский хребет! Выносливый, чуткий к слабым, веселый. Я не удивлен тому, как он сражался с нацистами. Смелости ему было не занимать.
Похоронят Мальцева на родине, в Лабинске.
- Низкий поклон матери за воспитание настоящего солдата России, - заявил в разговоре с "РГ" глава Лабинского района Кубани Владимир Забураев. - В понедельник планирую встретиться с Ниной Константиновной, чтобы получить согласие на захоронение сына на участке городского кладбища для почетных и выдающихся граждан. В будущем увековечим имя Александра Мальцева на Аллее героев на площади Победы и присвоим его имя нашей детско-юношеской спортивной школе по игровым видам спорта, в которой Александр занимался футболом. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы память о нем жила в сердцах лабинцев.