20.03.2023 21:10
    Поделиться

    Серия премьерных спектаклей "Кармен" прошла на сцене Театра оперы и балета в Нижнем Новгороде

    Серия премьерных спектаклей "Кармен" прошла на сцене Театра оперы и балета в Нижнем Новгороде в марте с огромным резонансом: в афише появился беспроигрышный "шлягер", а спектакль собрал ансамбль певцов, выступающих на мировой сцене, многие из которых вошли теперь в труппу театра. Новую "Кармен" поставила режиссер Большого театра Елизавета Мороз. Художник спектакля - Денис Шибанов. Музыкальный руководитель - Дмитрий Синьковский.
    Кармен (Наталия Ляскова) выпадает только карта пик.
    Кармен (Наталия Ляскова) выпадает только карта пик. / Театр оперы и балета в Нижнем Новгороде

    В этой "Кармен" много смыслов и подтекстов, и каждый прочитает их по-своему, но вряд ли кто-то предъявит спектаклю претензию, что он поставлен поперек музыки Бизе. К тому же оркестр здесь звучит так эмоционально жарко, ярко, поражая под управлением Синьковского и сверхбыстрыми темпами, и богатой оркестровой колористикой, объемностью оркестрового звука, чистыми инструментальными соло. Эта заряженность музыки дает не только энергию действию, но и дополнительные смыслы. Как, например, гулкие раскаты литавр, напоминающие далекие взрывы где-то за стеной.

    Само действие "Кармен" режиссер переместила с табачной фабрики и городской площади в Севилье в некий театр, создав спектакль в формате "театра в театре", причем в буквальном смысле. Кармен в исполнении Наталии Лясковой - примадонна этого театра, служащего в данный момент, судя по антуражу, убежищем для труппы (и не только для артистов). В полумраке зала - сценическая металлическая конструкция ржавого цвета и нагромождение мешков, люди в шинелях, в галифе, в пальто.

    "Тотем" театра появляется в образе золоченого быка родом из древних культур

    Кармен, в которой кипит творческая энергия, желая расшевелить людей, вывести их из застывшего, неопределенного состояния, организовывает с ними спектакль, используя театральный реквизит, извлеченный из мешков, и, отбивая, как во фламенко, ногами ритм, выстраивает на сцене историю на сюжет "Кармен".

    Этот спектакль "сцена на сцене" сделан Елизаветой Мороз филигранно, здесь продуман каждый жест, движение персонажей, интонации их разговорных диалогов, звучащих, кстати, совсем не на "нижегородском" французском языке. Кармен, затянутая в черный бархат, с таким же "бархатом" в голосе, в изысканном образе "дивы", обольщает простака Хозе, тихого "очкарика" с книжкой в руках (Иван Гынгазов), по ходу действия превращающегося в буйного влюбленного, мгновениями пугающего своей разбушевавшейся страстью. Эскамильо (Гарри Агаджанян) здесь не тореро, а скорее "босс" или премьер труппы, который из восхваляющих его женщин выбирает Кармен, не особенно затрачиваясь на эмоции. Микаэла в чарующем исполнении Венеры Гимадиевой - растерянная юная девушка в очках и школярском платье, выразительная, исполняющая "задания" - своего рода антипод вольной Кармен.

    Чем дальше в режиссерской логике спектакль набирает обороты, тем свободнее и азартнее становятся играющие его артисты, кстати отлично владеющие танцевальной пластикой и точно вписывающиеся в "многофигурные" сцены массовки, где каждому разработана своя микророль. На образ работает множество деталей: цыганские карты, рассыпающиеся на сцене из-под колосников, и фатальная карта пик, которую настойчиво подталкивает к Кармен один из актеров ее спектакля, занавес сцены, который целует Кармен, сама сцена - "священный тотем театра", которому она поклоняется.

    В четвертом действии этот "тотем" появляется в образе золоченого, как театральные ложи, быка родом из древних культур, когда рождался театр - эффектная декорация, в проеме которой Хозе зарежет Кармен. Но он не убьет ее, а только сыграет свою "роль", причем с таким накалом страсти, что сама примадонна наградит его поцелуем под всеобщее ликование артистов. И этот финал замкнет главную идею спектакля, которая уже звучала в сцене второго действия, где артисты пели с азартом: только воля может быть законом для нас, вскидывая таблички с буквами слова Theatre, на обороте которых читалось - Liberte. Разумеется, театр не может существовать несвободным и, как и всякое творчество, должен оставаться территорией свободы. Невзирая ни на какие внешние обстоятельства.

    Кстати

    Сегодня в Московской филармонии Нижегородская опера исполнит "Орфея и Эвридику" Глюка.

    Прямая речь

    Алексей Трифонов, художественный руководитель Театра оперы и балета:

    - В ближайшие дни мы открываем цикл программ к 150-летию Сергея Рахманинова. В Пакгаузах будут исполнены все три его оперы - "Алеко", "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини". 31 марта у нас пройдет Рахманинов-гала с участием Венеры Гимадиевой, Наталии Лясковой, Максима Орлова. А 9 июня мы представим программу сочинений трех композиторов, которые отметят 150-летие друг за другом: в исполнении Надежды Павловой прозвучат романсы Рахманинова, Lieder Шенберга (год рождения 1874) и "Мадагаскарские песни" Равеля (родился в 1875 году).

    Между тем

    По словам Алексея Трифонова, в ближайших планах театра концерты фортепианного фестиваля Pianissimo, который имеет теперь три локации - Эрмитаж в Петербурге, ГЭС-2 в Москве и Пакгаузы в Нижнем Новгороде.

    Здесь же, в Пакгаузах, 22 и 23 апреля будет исполнена бетховенская программа под руководством Дмитрия Синьковского, в которой прозвучат Пятая симфония Бетховена, Третий фортепианный концерт с Алексеем Любимовым и репертуарная редкость - Концертная ария "Ah, Perfido" (сопрано Анастасия Джилас).

    Под занавес сезона театр выступит на Дягилевском фестивале в Перми, где покажет сценическую премьеру оратории Генделя "Триумф Времени и Разочарования" в постановке Елизаветы Мороз. В октябре эта постановка перейдет в репертуар Пакгауза.

    Также Алексей Трифонов приоткрыл часть программ следующего сезона - 2023/24 года, на который намечены премьеры двух партитур Мечислава Вайнберга - оперы "Любовь д"Артаньяна" в постановке Игоря Ушакова и балета для детей "Золотой ключик", постановка балета "Пиковая дама" на музыку Юрия Красавина (премьера партитуры состоялась на фестивале "Болдинская осень" в Нижнем Новгороде 2 ноября 2022 года (ставить балет будет Максим Петров). А на март 2024 года намечена премьера оперы "Похищение из Сераля" Моцарта с Надеждой Павловой в роли Констанци.

    В следующем году у Театра оперы и балета в Нижнем Новгороде появится персональный абонемент в Московской филармонии - четыре программы. В Москву привезут "Пиковую даму" в концертном исполнении, российскую премьеру балета "Опера" Леонида Десятникова, единственный раз поставленного в Ла Скала Алексеем Ратманским. Также в филармоническом абонементе в Концертном зале Чайковского прозвучат "Похищение из Сераля" и "Кармен".

    Поделиться