Учителя Кыргызстана изобретают методики преподавания русского языка

Как учат русскому языку в кыргызской глубинке, где практически не осталось русскоговорящих граждан? Корреспондент "РГ" отправилась в регионы республики, чтобы увидеть это собственными глазами. Местные педагоги уверяют, что учат детей прежде всего правильно формулировать свои мысли на русском языке.
Рисуя любимых героев из русских сказок, дети быстрее изучают русский язык.
Рисуя любимых героев из русских сказок, дети быстрее изучают русский язык. / Любовь Борисенко

Из авиаторов в педагоги

Школа имени Акчал уулу Дуйшена в селе Ак-Добо Бакай-Атинского района Таласской области Кыргызстана носит имя учителя истории и русского языка. Обучение здесь ведется в основном на кыргызском, но есть и русские классы.

Русский язык - предмет трудный. Но местная малышня относится к нему с любовью. Во-многом благодаря учителю начальных классов Айгуль Сыдыгалиевой. Педагогический стаж у нее относительно небольшой - семь лет, но ей удалось найти особый подход к ученикам. Так что теперь по чистописанию и чтению почти у всего класса стоят оценки "отлично".

- Я люблю детей, но никогда не думала о профессии учителя, - призналась Айгуль Сыдыгалиева. - После школы поступила в авиационный колледж. Собиралась заниматься авиалогистикой. Потом вышла замуж, и мы с мужем переехали в село. Он предложил мне поступить на заочное отделение Таласского государственного университета. Я выбрала филологический факультет. После третьего курса пришла работать в школу. Сначала хотела идти преподавать в старшие классы, но потом решила, что лучше начинать с первоклашек. Я знала, что будет трудно, но была какая-то внутренняя уверенность, что сделала правильный выбор. Хотя, признаться, первые уроки с новыми учениками даются очень тяжело. Бывает, что дети приходят в школу, не зная ни слова на русском языке. Начинаем с чистописания. Учимся выводить буквы русского алфавита как в советские времена - с палочек и крючочков. Но ребятам нравится. К концу года многое могут говорить по-русски, пусть не очень хорошо, но по сравнению с началом занятий прогресс значительный.

С чтением, по словам Айгуль, полегче. Здесь на помощь приходят русские народные сказки, а также произведения русских писателей. По признанию молодой учительницы, детвора обожает "Теремок", "Машу и медведей", "Колобок". Часто преподаватель устраивает уроки внеклассного чтения, где ребята всем классом смеются над "Попом и его работником Балдой", обсуждают "Морозко", "Мойдодыра", сказки о царе Салтане, мертвой царевне и семи богатырях. Айгуль так увлекла ребят, что те, к удивлению родителей, стали просить в подарок не навороченные телефоны или какие-нибудь игрушки, а книги с русскими сказками.

Есть у Айгуль мечта - поехать в Россию на курсы повышения квалификации. По ее мнению, каждый педагог, прежде чем учить других, должен постоянно повышать уровень своих знаний.

Кстати, недавно в школе произошло грандиозное по меркам этого учебного заведения событие. По линии Россотрудничества, ей передали учебники на русском языке. С просьбой помочь их приобрести директор школы Израил Кондубаев напрямую обращался в посольство России в Кыргызстане.

- Я написал письмо послу Николаю Николаевичу Удовиченко, где рассказал о нехватке у нас книг на русском языке, - пояснил Израил Кондубаев. - На мою просьбу откликнулись. Позвонили из Россотрудничества и пригласили приехать. Так разволновался, что всю ночь не спал. Выехал из села затемно, чтобы успеть к началу церемонии. Получил несколько коробок с учебниками. Книги новые, еще пахнут типографской краской. И, конечно, среди них моя любимая география. Я ведь именно этот предмет у нас в школе преподаю.

Курск - Чолпон-Ата

Динара Темирбековна Исмаилова работает учителем русского языка и литературы более 30 лет. Все это время она преподает в школе имени Алыкула Осмонова в городе Чолпон-Ата Иссык-Кульской области.

В 1985 году Динара Темирбековна окончила Курский государственный педагогический институт. У нее была возможность остаться в вузе и продолжить обучение в аспирантуре, но она вернулась работать в родной город.

- Я с детства мечтала стать учительницей, - утверждает Динара Исмаилова. - Очень хотела быть похожей на мою преподавательницу Фаину Григорьевну Бондареву. Именно она привила мне любовь к русскому языку и литературе. Сегодня я веду эти предметы в национальных классах. Детки у нас разные. Есть и такие, которые совсем русского не знают. С ними, конечно, сложно. Поэтому начинаем с русских сказок, а дальше шаг за шагом. К концу первого полугодия они уже неплохо понимают и, что самое главное, могут вслух формулировать мысли. То, что русский язык надо изучать хорошо, понимают и родители учеников. Это один из мировых языков, и его понимают в любой стране СНГ.

Несколько лет назад Динара Исмаилова решила уйти на заслуженный отдых. Настояли дети, внуки и муж. Дескать, поработала и хватит. Однако дома Динара Темирбековна сидеть не смогла и через год вернулась в школу.

К речи - через картинки и театр

В школе-гимназии N 11 города Каракола учителей русского языка и литературы несколько - Гульзина Арынбаева, Наталья Жердина, Екатерина Колесникова и Кристина Журавлева. Им приходится вести свои предметы как в русских, так и национальных классах.

- Тех детей, которые вообще не знают ни одного слова по-русски, начинаем учить с азов, - рассказала Гульзина Арынбаева. - Чтобы ученики начали понимать предмет, нужен индивидуальный подход. Есть те, кто сильно отстает. Тогда занимаемся дополнительно. Иногда приходится прибегать к переводу на кыргызский, чтобы ребенок мог правильно понять значение слова, как и где его применять. Часто используем картинки, ребята сами рисуют героев сказок. С помощью наглядного пособия дети быстрее усваивают тему. В среднем семилетнему ребенку, вообще не знающему русского, нужно около девяти месяцев, чтобы он начал говорить.

Для того чтобы занятия по предмету были более эффективными, учителя ставят вместе с детишками небольшие театральные постановки по мотивам русских народных сказок. Со старшеклассниками, в свою очередь, - уже по серьезным произведениям русских классиков: "Евгений Онегин", "Повести Белкина", "Герой нашего времени". Эта практика очень нравится школьникам.

- Важно то, что ребята не просто усваивают материал, а учатся характеризовать героя, - поясняет Наталья Жердина. - У нас разворачиваются дискуссии на уроках литературы. У каждого своя точка зрения. Особенно много споров по поводу"Войны и мира". Здесь сколько ребят, столько и мнений. Причем каждый аргументированно отстаивает свою точку зрения.

По признанию педагогов, большой стимул к изучению русского языка дают сами родители учеников. Мотивируют они это тем, что, зная этот предмет, в будущем можно поступить в вузы России.

Ставок больше нет

Несмотря на титанический труд, у педагогов-русистов национальных школ самая низкая заработная плата среди коллег. Виной тому некий коэффициент. Дело в том, что начисление заработной платы у школьных учителей происходит следующим образом. Ставка равна 7040 сомов, затем она умножается на определенную величину, которая зависит от конкретного предмета. К примеру, у учителя физики, математики, химии и других точных наук коэффициент составляет 2,7 процента. То есть именно на эту величину увеличивается оклад.

У гуманитариев, в свою очередь, коэффициент составляет 2,26 процента. Так что преподаватели этих дисциплин проигрывают в зарплате своим коллегам-математикам. Впрочем, учителя кыргызского и английского языков и литературы получают определенную надбавку - за проверку тетрадей. А еще есть разница в оплате учебных часов. Учитель русского языка, в общем и целом, получает на 3-5 тысяч сомов в месяц меньше, чем другие предметники.

В министерстве образования такую ситуацию объяснили тем, что сейчас в школах приоритет отдается изучению точных наук, поскольку в будущем выпускникам школ эти предметы пригодятся больше, чем гуманитарные.