Изменить закон, чтобы защитить

Байкальская территория не должна быть местом многочисленных правовых аномалий
Гордостью Иркутской области, Бурятии и Забайкалья Байкал, безусловно, был, есть и будет. Как и способом привлечения в регион туристов, инвесторов, средств федеральных программ, внимания высокопоставленных чиновников. Но вместе с этим знаменитое озеро является также источником юридических противоречий, отравляющих жизнь простым людям и местным властям.
Суровая красота Байкала может быть очень хрупкой и требовать защиты.
Суровая красота Байкала может быть очень хрупкой и требовать защиты. / Оксана Толмачева

"Российская газета" неоднократно писала истории о жителях байкальских поселков, которые не могут узаконить строительство хозяйственных построек, расширить территории кладбищ, вести традиционную деятельность, решить другие многочисленные жизненно важные вопросы. А муниципальные чиновники не способны дать гарантии потенциальным инвесторам из-за повсеместной неурегулированности границ поселений и невозможности оперативно закрыть насущные темы строительства инфраструктурных объектов.

Региональные власти сталкиваются с законодательными препонами. На склонах хребта Хамар-Дабана из-за болезней и вредителей сохнут кедры, увеличивая риск пожаров. Весь южный Байкал нуждается в защите от потенциального ЧС и слива в акваторию 6,2 миллиона тонн ядовитых отходов бывшего БЦБК IV и V классов опасности. В предыдущих правовых реалиях в Слюдянском районе были построены селезащитные сооружения, чтобы предотвратить как эту, так и другие беды, связанные с социальной и инженерной инфраструктурой сейсмоопасного района. Крупные сели сходят на Южном Байкале примерно раз в 50-70 лет. К примеру, сель 1971 года был такой силы, что снесло все мосты на реке Солзан, а 20 километров железнодорожных путей смыло в Байкал. Транссиб не работал семь дней, СССР был разделен пополам. Защита должна быть надежной. Но в наши дни данные объекты, уже давно поросшие осиной и березой, реконструировать невозможно, так как для этого необходимо срубить деревья, что в водоохранной зоне запрещено. И даже асфальтированную дорогу на острове Ольхон не могут построить, несмотря на поручение президента, все из-за тех же правовых препятствий.

Семь раз отмерь

На рассмотрении Государственной думы РФ в настоящее время находится ряд поправок в Федеральный закон "Об охране озера Байкал". Формально инициатива носит название "Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране озера Байкал" и статью 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Предлагаемые инициативы касаются решения, в первую очередь, ряда наиболее актуальных проблем Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В частности, это строительство и реконструкция селезащитных и иных гидротехнических сооружений, реализация санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, а именно - рубка зараженных деревьев, выделение новых территорий из земель лесного фонда для организации мест погребения в связи с исчерпанием возможностей действующих кладбищ на территории Иркутской области и Республики Бурятия, а также установление границ населенных пунктов в муниципальных районах на территории этих же субъектов РФ.

С начала марта законопроект проходит рассмотрение в регионах с привлечением экспертных кругов и специалистов Общественных палат. На 24 марта в Госдуме запланированы парламентские слушания "Проблемы правового регулирования охраны озера Байкал и социально-экономического развития Байкальской природной территории и пути их решения". Принятие законопроекта в первом чтении назначено на апрель, в трех чтениях - на май этого года. На данном этапе обсуждение законопроекта в целом можно назвать конструктивным. Свою оценку дали эксперты Общественных палат Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края.

- С 2018 года ведется активная работа по урегулированию "байкальской правовой аномалии". Основным итогом является изменение законодательных актов и нормативно-правовой базы. Взаимодействие с депутатским корпусом Государственной думы РФ дает положительный эффект по внесению поправок в федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты. Примером являются изменения, внесенные в ФЗ "Об охране озера Байкал". На подходе законопроекты в части защиты озера от загрязнения частицами пластика и микропластика, фосфатосодержащими средствами. 14 марта приняли федеральный закон о развитии туризма на ООПТ, который определил принципы развития экологического туризма. Обсуждаемый сейчас законопроект - долгожданный, он решает, хоть и не в полной мере, насущные проблемы территорий у Байкала, - отметил Андрей Анисов, заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области.

- По результатам изучения законопроекта считаю, что предлагаемые изменения носят позитивный характер. Законопроект направлен на защиту прав и интересов граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в Центральной экологической зоне БПТ, - уверен эксперт Общественной палаты Иркутской области Игорь Саенко.

С начала марта законопроект проходит рассмотрение в регионах с привлечением экспертных кругов и специалистов Общественных палат. Фото: Светлана Макарычева

Умов палата

Свои мнения по принятию обсуждаемых законопроектов высказали все желающие. Результатом заседания стала концептуальная поддержка инициативы и решение о дальнейшем взаимодействии по данному вопросу всех заинтересованных сторон с привлечением представителей Всероссийского общества охраны природы, глав муниципальных образований, представителей научного сообщества, экологов, экспертов, представителей туристического бизнеса и Торгово-промышленной палаты РФ. В частности, Общественная палата внесет свои предложения относительно сплошных рубок. Аналогичное обсуждение про-шло и в Бурятии на площадке Общественной палаты и на совместном заседании межрегиональной группы "Байкал" и Совета при главе Республики Бурятия Алексее Цыденове.

Все участники констатировали очевидное: для экологии озера требуется высокая степень очистки поступающих в него стоков населенных пунктов. В текущих правовых реалиях можно построить на берегу Байкала корпуса очистных сооружений, но не более. Трубы, электричество, подъездные коммуникации сделать нельзя, так как для этого требуется срубить определенное количество деревьев, предусмотренных проектной документацией. То есть закон не дает сейчас улучшить экологическую обстановку на побережье.

Есть и другие факты. Невероятно, но целый ряд требований правоохранительных органов, в том числе судебных и органов природоохранной прокуратуры, выполнить нельзя именно потому, что для их выполнения придется нарушить законодательство об охране озера Байкал. Закон не позволяет сделать сейчас то, что обязаны делать органы власти субъектов и местного самоуправления в рамках прямых предписаний федерального законодательства на территории всей остальной страны. Потому поправки в закон поддерживает и федеральное правительство, и правовое управление президента, и Совет Федерации РФ.

Кто против и почему?

Столь большой и серьезный законотворческий процесс, к тому же касающийся Байкала, безусловно, сопровождается и неким протестным движением. Правда, поднимаемые аргументы "Не допустим сплошных вырубок", "Не дадим переводить земли лесного фонда" уж очень напоминают громкие лозунги в духе "китайцы выпьют весь Байкал". Потому что эмоций много, звучит красиво, вот только конкретики, обоснованных расчетов, фактов и объективного анализа за этими "не допустим, не дадим" не проглядывается. В прессу и общественность вбрасывается утверждение, что под угрозу вырубок попадает 68 процентов всех лесов вокруг Байкала. Но цифра эта дана не учеными Сибирского отделения РАН, а тенденциозным "Гринписом". Некоторые "независимые экологи" попросту взяли и вычли из общей площади Центральной экологической зоны Байкальской природной территории площадь расположенных в ее границах особо охраняемых природных зон - 32 процента. Все остальное, по их логике, болеет и подлежит санитарной рубке. Конечно же, это не так, считают ученые. Это - очередная пугалка политических экологов. Ведь их задача - найти повод, чтобы привлечь внимание к своей организации.

А вот по данным ведущих институтов СО РАН - Сибирского института физиологии и биохимии растений, Института леса им. В. Н. Сукачева, Института географии им. В. Б. Сочавы, - в южном Прибайкалье наиболее поврежденные леса (где сухостоя больше 30 процентов) занимают площадь всего 1950 квадратных километров. Вот на борьбу с этим явлением и направлен законопроект.

Ученые ведущих институтов СО РАН, изучавшие законопроект, подчеркивают: коммерческая рубка на Байкале останется запрещенной. Поэтому необходимо разделять спекуляции на тему "вырубить весь Байкал" или "продать весь лес китайцам" с тем, что необходимо решать насущные вопросы экологической безопасности. Они же касаются вырубки строго ограниченного объема леса для строительства селезащитных сооружений в Слюдянском районе Иркутской области.

Компетентно

Сергей Тен, руководитель межрегиональной группы "Байкал", депутат Госдумы РФ:

- Больше всего общественность волнуют вопросы контроля, механизмы реализации. То есть кто, в соответствии с каким документом будет определять объемы вырубки, куда и как идет древесина - будь то горельник или зараженный лес, куда она будет поступать после выкорчевывания, на основании какого договора, как здесь обезопаситься от злоупотреблений и так далее. То же самое касается перевода земли - расширения границ населенных пунктов, особых экономических зон. Все это должно быть обоснованно, прозрачно и подконтрольно. На совещании с руководством Иркутской области мы приняли решение, что каждое ответственное министерство по своему направлению в рамках законопроекта подготовит подробную справочную информацию с обоснованием. Все это будет нам крайне необходимо в рамках парламентских слушаний, рассмотрения законопроекта в профильном комитете и на пленарных заседаниях Госдумы.