26.03.2023 21:10
    Поделиться

    Андрей Максимов: Понимаю родителей, которым не нравится, что ребенок в поисках любого ответа лезет в телефон

    На ушедшей неделе снова заговорили про ЕГЭ, признав на самом высоком уровне, что история с ЕГЭ нуждается в обдумывании и обсуждении.

    Безо всякого сомнения. Я всегда был противником ЕГЭ по самым разным причинам, много писал об этом и публично говорил - не хочется повторяться.

    Однако по тому, как наши дети сдают ЕГЭ, как формируются сами задания, из чего, наконец, состоит оценка всей школьной учебы, можно сделать самые разные, причем важные выводы. Например, о том, чему именно мы хотим научить наших детей и что именно мы сегодня считаем знаниями, необходимыми молодым людям в XXI веке.

    Практически большинство ответов на вопросы ЕГЭ по гуманитарным предметам можно найти с помощью одного клика на компьютере или телефоне. Большинство вопросов по математике решаются с помощью калькулятора. Но вот парадокс: мы упорно делаем вид, что гаджетов либо вовсе нет, либо - они враги наших детей. Странная история...

    Спросите в компании, условно говоря: "Куда впадает Волга?" или "В каком году была Октябрьская революция?". Большинство немолодых людей полезут в свою память. Большинство молодых - в интернет.

    И это не вопрос: "Хорошо это или плохо?" Наверное, это плохо. Но - факт. Гаджет является частью жизни молодого человека. Он с ним родился и с ним живет. Составлять школьную программу или устраивать экзамены, не имея этот факт в виду - нелепость. Я прекрасно понимаю родителей, которым не нравится, что ребенок в поисках любого ответа даже на самый элементарный вопрос лезет в телефон. Я тоже очень хочу, чтобы дети были эрудированными. Но мы имеем дело с тем, что имеем. "Гаджетизация", если позволительно будет так выразиться, будет только развиваться. Вы всерьез ходите поставить заграждение против цунами? Такого заграждения не существует.

    На ЕГЭ у детей отнимают все гаджеты - чтобы не списывали. Хочется спросить: "Но ведь за стенами школы - жизнь, когда гаджет по-прежнему приклеен к руке ребенка, к какой такой удивительной жизни вы готовите подрастающее поколение, запрещая им пользоваться гаджетами и на уроках, и на экзаменах?"

    Я весьма, увы, немолодой человек, и прекрасно помню, как в школе нам запрещали пользоваться... шариковыми ручками, считая, что они портят почерк, требовали, чтобы писали только чернильными. Таким образом, каникулы были единственным временем, когда руки не были испачканы чернилами, а так ходили измазанные, боролись с кляксами... Письма, записки писали ручками шариковыми, а в школе - только перьевыми. Положено.

    Прекрасно понимаю родителей, которым не нравится, что ребенок в поисках любого ответа даже на самый элементарный вопрос лезет в телефон

    Сейчас в это трудно поверить. Но ведь такое было. Даже шариковые ручки с трудом внедрялись в нашу школьную жизнь. Что же говорить о компьютерах?

    Нельзя учить детей тому, что они могут узнать одним кликом компьютерной мыши. И эти знания потом бессмысленно проверять. Мы никак не можем понять, что обучение до изобретений Джобса и Гейтса и после их изобретений не может быть одно и то же. Бороться с гаджетами бессмысленно. Так же как и запрещать. Запретить приносить в школу - можно. Запретить пользоваться на уроке - пожалуйста. Но не позволять пользоваться в реальной жизни - дело невозможное, а потому нелепое.

    Интернет - как и любое изобретение человечества, как атомная энергия или деньги - может приносить пользу, а может - вред. Задача школы не запрещать, а научить ребенка пользоваться интернетом с пользой. Задача, соглашусь, не простая, но необходимая для нашего времени.

    Во многих странах проводились и проводятся исследования на тему: какие качества необходимы человеку XXI века, чтобы добиться успеха. Как правило, таких качеств три. Умение креативно мыслить, то есть получать такую информацию, которая поможет рождению новых идей. Умение работать в коллективе, поскольку время, когда "один в поле воин" во всех областях жизни, видимо, навсегда кануло в лету. И умение анализировать самого себя, что особенно важно, когда молодой человек пытается разобраться в том, чем он собирается заниматься, на что у него хватит сил и интереса.

    Нигде, ни в одном исследовании я не нашел вывода о том, что человеку необходимы просто знания, знания как таковые. Повторим еще раз наш пример: мол, человек не сможет ничего добиться, если не будет знать, куда впадает Волга. Не отыскал такого вывода.

    Удивительное дело: мы привычно говорим, что наши дети - другие; что они не похожи на нас; что когда у нас, взрослых, ломается компьютер, мы за советом обращаемся к своим детям, а то и внукам... Но при всем при этом нам очень трудно смириться с этой непохожестью идущих за нами поколений.

    Но учить и оценивать детей, не имея в виду, что у каждого из них есть компьютер и калькулятор, - нелепость

    Нам просто невозможно представить себе, что знания могут быть где-то еще, кроме головы. Что знания могут существовать как бы отдельно от человека, но он в любой момент может ими воспользоваться.

    Я хочу быть понятым правильно. Я совсем не против того, чтобы детей учили, а потом оценивали их знания. Я прекрасно понимаю, что какие-то знания, особенно по будущей профессии, должны быть в голове. Это очевидно. Но очевидно и то, что учить и оценивать детей, не имея в виду, что у каждого из них есть компьютер и калькулятор, - нелепость. Если мы с вами договариваемся, что наши дети живут в XXI веке и должны быть счастливы в XXI веке, - мы должны радоваться появлению гаджетов - как безусловных вестников будущего - и помочь детям извлечь из них максимум пользы. И на уроках, и на экзаменах. Иного выхода просто нет.

    Поделиться