Что может измениться в оплате коммунальных услуг. Горячая линия в "РГ"
Что делать, если в квартире слишком жарко, можно ли попросить рассрочку для уплаты перерасчета за коммунальные услуги и снизят ли плату за мусор, если до контейнера не дойти. Об этом рассказали на горячей линии в "Российской газете" зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева и исполнительный директор "ЖКХ-Контроль" Сергей Сохранов.
Звонок читателя: Пришла квитанция, там есть графа - сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов. И сумма - 3,14 рубля с квадратного метра. У моего сына - 10,6 рубля с квадратного метра, у дочери - 16,76 рубля. Почему расчеты идут с квадратного метра квартиры?
Сергей Сохранов: Речь идет о перерасчете за потребление ресурсов на общедомовые нужды за 2022 год. Постановление правительства вышло в прошлом году, и в первом квартале жителям впервые должны сделать перерасчет. В течение года начисляют плату по нормативу, а потом все, что идет сверх этого норматива, с этого года доначисляют.
Расчеты идут по квадратным метрам - потому что мы как собственники своей квартиры в равной доле владеем и общим имуществом многоквартирного дома (подъезды, коридоры, холлы). Если дом потребил какое-то количество коммунального ресурса на обслуживание общих помещений, то я должен за это заплатить пропорционально размеру своей квартиры. Когда квартира больше, на собственника приходится большая доля общего имущества. А суммы разные - потому что дома разные, одни потребляют больше ресурсов, другие меньше.
У нас жители обычно считают, что отвечают только за квартиру. А то, что снаружи квартиры - уже не их, якобы за это отвечает муниципалитет, управляющая компания. Тем не менее мы собственники не только своей квартиры, и несем солидарную ответственность за содержание всего дома. Может быть, людей вводит в заблуждение то, что в платежке написано - "Начисления за жилищные услуги". Фактически это как раз плата за общедомовое имущество.
Светлана Разворотнева: Я бы посоветовала жителям встретиться с управляющей компанией. Во втором квартале все управляющие компании обязательно должны инициировать проведение общего собрания.
Надо встретиться с управляющей компанией и обсудить, что можно сделать, чтобы уменьшить потребление вот этих самых коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Если в подвале труба течет, то задать вопрос: когда они устранят неполадки. Я помню, как люди обнаруживали, что от их дома питаются электричеством ближайшие ларьки, освещаются стадионы, был случай, что на кладбище был свет проведен. Надо просто посмотреть, где завышенный платеж, и посмотреть, что сделать для того, чтобы его уменьшить.
В прошлом году многим приходили большие перерасчеты за отопление.
Светлана Разворотнева: Да, это тоже актуальная тема. Но надо учитывать, что если год был теплее предыдущего (как это было с 2022 годом), то обязаны сделать перерасчет в меньшую сторону, уменьшить ежемесячный платеж на следующий год.
Но тут важно помнить, что потребление домом тепла измеряется не по температуре воздуха на улице¸ а по показаниям общедомового прибора учета. А насколько отрегулирована эта система? Часто управляющие компании за этим не следят. Недавно я выезжала на проверку многоквартирного дома в своем округе. Люди жаловались, что после капремонта в доме стало чудовищно жарко - 35-40 градусов в квартире. Мы выяснили, что не отрегулировали элеваторные узлы, которые обеспечивают подачу тепла.
При этом людям еще и приходят большие счета за отопление. Собственникам нужно понимать, что есть не только правила предоставления коммунальных услуг, где определен нижний порог температуры в квартире (должно быть не холоднее 18 градусов, в угловой комнате - 20 градусов). Есть еще и санитарные нормы. А там сказано, что в квартире должно быть не жарче 24 градусов. Если температура выше, нужно составлять акт и требовать перерасчета платы в меньшую сторону.
Если начислили большую сумму перерасчета - может ли житель потребовать рассрочку? Или получить субсидию на оплату коммунальных услуг, которая выплачивается, если на квартплату уходит более 22% дохода семьи?
Светлана Разворотнева: К сожалению, потребовать рассрочку не может. Несколько лет назад обязанность коммунальных организаций по просьбе жителя реструктурировать задолженность исчезла из Жилищного кодекса. Мы пытались вернуть эту норму в законодательство, но пока получили отрицательный отзыв от правительства. Попытаемся еще раз в другой формулировке.
Субсидию получить, если пришел большой счет, тоже, скорее всего, не получится. Расчет субсидий производится за шесть месяцев - берут совокупный доход семьи и совокупные расходы на ЖКУ за этот период. Обсуждались изменения о сокращении этого периода до двух месяцев. Многих это спасло бы сильно.
В этом же проекте постановления правительства содержалась инициатива по переходу на дифференцированные подходы к начислению субсидий: чем ниже доходы человека, тем ниже порог (тем меньшую долю дохода он должен тратить на ЖКУ). Это очень классное решение.
Звонок читателя (Балашиха): Каждый месяц 25 числа мы передаем показания счетчиков и до 1 числа нам должны предоставить квитанцию за прошедший месяц. Но МосОблЕИРЦ в Балашихе не утруждают себя тем, чтобы за пять дней произвести расчет и напечатать квитанцию. Они рассчитывают по данным, полученным месяц назад. А так как у них данных нет о нашей оплате, то в этих квитанциях везде фигурирует задолженность за последний месяц. То есть нам дают плату за два месяца…
Сергей Сохранов: Возможно, это связано с образовавшимся где‑то разрывом - не заплатили за какой‑то период. У меня как у владельца квартиры в Подмосковье тоже МосОблЕИРЦ, но в моем случае начисления происходят по тем показаниям, которые я подал в расчетном периоде.
Светлана Разворотнева: За правильностью расчетов услуги должна следить госжилинспекция. Вы можете отправить к ней обращение и посмотреть, какой ответ будет. Но тут важно, насколько нарушены ваши жилищные права, насколько общий платеж по году соответствует реальному потреблению. Если не соответствует - это точно повод обратиться в жилищную инспекцию или в прокуратуру.
Звонок читателя (Смоленск): Меня беспокоит задолженность по платежкам. Она идет за десятилетия нарастающим итогом. Суммы до 100 тысяч рублей, на основании этого удержания из пенсии делают и прочие недоразумения. Как навести с этим порядок?
Светлана Разворотнева: С прошлого года задолженностью считается только подтвержденная судом. Случаев, которые были в 2021 году и ранее, когда управляющая компания или ресурсоснабжающая что‑то нарисовала и потом вам предъявляет - сейчас быть не должно. Но если вам действительно приходит задолженность, тем более такая большая, в течение многих лет - с этим, конечно, надо разбираться. Если она возникла не на пустом месте, то нужно ее оплачивать. Я понимаю, что такие огромные суммы оплатить сложно. Но для этого существует процедура, в соответствии с которой задолженность может быть списана по истечении срока исковой давности (три года). Однако долги старше трех лет не списываются автоматически. Необходимо обратиться в суд, который примет такое решение. Можно обратиться в управляющую или ресурсоснабжающую организацию, которая выставляет вам платежи. Сходить, поговорить, сказать, что, скорее всего, вы уже не в состоянии оплатить задолженность - и, возможно, они пойдут навстречу, чтобы эти долги не висели.
Звонок читателя (Самарская область): Тарифы и нормативы потребления даже по регулируемым государством коммунальным услугам завышены. Я экономист по профессии, хорошо разбираюсь в ценообразовании. За 59 квадратных метров я плачу за отопление 4 тысячи рублей. Это разве правильно?
Светлана Разворотнева: Что касается завышенных тарифов, здесь я не соглашусь. Потому что за газ, свет, особенно воду во многих регионах тарифы гораздо меньше, чем в соседних странах с сопоставимым климатом. Зачастую наши тарифы ниже себестоимости ресурса.
Читатель: Но там получают больше!
Светлана Разворотнева: Вы говорите сейчас о платеже, а не о тарифе. Мы начали с того, сколько стоит ресурс. Другой вопрос - сколько платят граждане. Действительно у нас граждане зачастую переплачивают. Переплачивают как раз за то, что мы потребляем слишком много тепла, которое нам даже не нужно. За текущие краны, за электричество, которое горит день и ночь. Дома у нас очень низкой энергоэффективности, есть протечки, потери, воровство... Сокращение потребления ресурсов - реальный путь к экономии. Нужно этим заниматься системно. Информировать граждан, что и как можно сделать, чтобы экономить, законодательство настраивать таким образом, чтобы капитальные ремонты повышали энергоэффективность многоквартирных домов, упрощать проведение энергосервисных контрактов…
Звонок читателя (Москва): У нас во дворе обычно стоят 3 мусорных бака. Но один периодически пропадает и из‑за этого два остальных переполняются. Я пыталась обращаться и в управляющую компанию, и к регоператору, но они переводят стрелки друг на друга, ответственность на себя никто брать не хочет. И во дворе грязно.
Светлана Разворотнева: За содержанием площадок по сбору твердых коммунальных отходов следит управляющая компания. В Москве реакция на самом деле мгновенная, потому что подключаются и госжилинспекция, и административно‑техническая инспекция, и управа. Жалуйтесь в управляющую компанию.
Количество контейнеров - не нормативное требование. Нормативное требование - это своевременный вывоз мусора и содержание площадки, чтобы вокруг не валялся мусор.
Тут проблема в том, что трудно доказать качество предоставления коммунальной услуги по вывозу мусора. Для этого житель должен целый день стоять около площадки и считать мусоровозы.
Я направила предложение и в минприроды, и в минстрой, и вице‑премьеру Виктории Абрамченко о том, чтобы регоператор обязан был по требованию собственника предоставлять выгрузку из маршрутного журнала о движении мусоровозов и данные ГЛОНАСС, которые обязан в силу федерального законодательства вести регоператор для подтверждения надлежащей организации и качества выполнения услуг по обращению с отходами. Для этого необходимо внести изменения в постановление правительства о предоставлении коммунальных услуг.
Звонок читателя (Московская область): Я житель деревни Лукино Домодедовского городского округа. Почему мусорные контейнеры находятся от меня на расстоянии 2 км? При этом я плачу по тысяче рублей за вывоз мусора. Могу я платить меньше с учетом, что я на своей машине его вывожу?
Сергей Сохранов: Есть санитарные нормы, где сказано, что расстояние от жилого дома (неважно, многоквартирного или частного) до контейнерной площадки должно быть от 20 до 100 метров. Явно не два километра. Возможность обустройства контейнерной площадки рассматривает муниципалитет.
Читатель: Мы обращались в муниципалитет. Они ничего не хотят делать. Они говорят, что мы должны за свой счет забетонировать площадку, купить контейнер, сделать укрытие и еще нанять людей убирать мусор, чтобы вокруг контейнеров не бегали крысы.
Светлана Разворотнева: Они абсолютно неправы. Обустройство контейнерных площадок - обязанность муниципалитета. Вы можете жаловаться в прокуратуру на их бездействие. Я думаю, что прокуратура им объяснит, что они неправы.
Другое дело - насколько обоснованы нормативы и тарифы на вывоз мусора, особенно в сельской местности. Потому что там большое количество мусора жители утилизируют. Часть идет в компостную яму, часть сжигается... Было бы очень правильно, если бы люди могли по своему желанию переходить на оплату по факту. Но здесь, кстати, вам действительно необходимо будет приобрести контейнер, чтобы измерять объем мусора.
Московская область - регион, который принял решение о возможности оплаты вывоза мусора по факту. Но, как и из других регионов, принявших такие же решения, поступает масса жалоб - люди не могут заставить регионального оператора перейти на оплату по факту. Одно из моих предложений министру строительства и ЖКХ было сделать не правом, а обязанностью региона и муниципалитета принимать такие заявления жителей. На последней нашей встрече с главой минстроя Иреком Файзуллиным он в ответ на мое письмо пообещал создать рабочую группу, где мы проработаем в том числе с минприроды эти изменения в законодательстве. Также обсудим возможность перерасчета платы за вывоз мусора не только во время временного отсутствия в помещении (эта норма вступила в силу с марта), но и для владельцев нескольких помещений. Когда у тебя есть дача, есть квартира, ты на даче не живешь полгода, но за вывоз мусора весь год платишь, потому что невозможно доказать, что ты там отсутствуешь...
Звонок читателя (Казань): Мне незаконно начислили задолженность за тепло. Я обратился в жилинспекцию, которая выдала предписание ТСЖ о том, что начисления незаконны. Теперь наше ТСЖ эту якобы задолженность разбрасывает по другим статьям в платежке, а задолженность якобы снимается.
Светлана Разворотнева: Можете точно так же обращаться в жилищную инспекцию. А если ТСЖ непрозрачно начисляет плату, мне кажется, это повод задать вопрос ревизионной комиссии, инициировать собрание правления, потребовать у них отчет и переизбрать руководство ТСЖ.
С одной стороны, ТСЖ, ЖСК - такие организации собственников, которые зачастую демонстрируют высокую эффективность, хорошее управление домом. Но если во главе встает не очень добросовестный человек, то очень трудно с ним что‑либо сделать. Например, если управляющая компания ведет себя не должным образом, то там есть лицензионный надзор, и при нарушении лицензионных требований ее можно лишить лицензии и убрать с дома. Что касается ТСЖ - это только полномочия собственников - общее собрание, переизбрание правления, переход на другие формы управления, например, управление с помощью управляющей компании. Все в ваших руках.
Я сейчас внесла поправки в законопроект, который идет ко второму чтению, - предложила правительству утвердить типовую форму отчета управляющей компании, ТСЖ, ЖСК. Потому что сейчас из их отчета можно почерпнуть массу сведений, кроме самых нужных. А нужно узнавать, сколько денег по дому собрали, сколько потратили, сколько стоила каждая услуга...
Сергей Сохранов: Если вы получили начисление и не произвели оплату, а, допустим, заплатили за часть платежки, то в дальнейшем все ваши платежи распределяются по всем ресурсам пропорционально. Это полное право ТСЖ. Но если задолженности нет, то, конечно, надо разбираться. А такая платежка означает, что ТСЖ просто не выполнило предписание.
Вопрос читателя: Есть ли какие‑то максимальные уровни оплат для технического персонала (например, консьержек в подъезде)? В нашем доме, например, оплата идет по квадратным метрам. Чем больше квартира, тем больше оплата. Это допустимая практика?
Сергей Сохранов: Максимальный уровень оплаты услуг вахтеров или консьержей не установлен. Это договорная величина за дополнительную услугу, оказываемую управляющей организацией сверх минимального перечня. Собственники должны согласовать ее с управляющей организацией и утвердить решением общего собрания.
Состав, порядок оказания дополнительных услуг и их оплаты должны утверждаться общим собранием, голосов "за" должно быть более половины от участвующих в собрании. Плата за дополнительные жилищные услуги, как и плата за содержание жилого помещения, рассчитывается на квадратный метр общей площади квартиры или нежилого помещения в МКД.
Вопрос читателя: Имеет ли право потребитель в многоквартирном доме в Москве перейти с многотарифного учета электроэнергии на однотарифный, если трехтарифные счетчики были установлены застройщиком? Правомерен ли отказ управляющей компании?
Сергей Сохранов: Да, потребитель имеет право перейти на однотарифные расчеты даже при установленном с самого начала трехтарифного счетчика. Но обращаться для этого нужно не в управляющую компанию, а к поставщику электроэнергии (в данном случае - в "Мосэнергосбыт").
На сайте "Мосэнергосбыта" есть тарифный калькулятор, с помощью которого можно рассчитать, какой тариф выгоднее с учетом вашего потребления электроэнергии - многотарифный или однотарифный. Переход на однотарифную систему проводится бесплатно. Подать заявление можно через сайт "Мосэнергосбыта".