Покупателям загородного жилья нужны комфорт и инфраструктура
Желающих переехать за город становится все больше. По данным опроса Почта Банка, 82 процента активного трудоспособного населения хотело бы приобрести загородный дом. При этом 68 процентов респондентов после покупки планируют переехать в него для круглогодичного проживания, а 25 процентов намерены приезжать по выходным.
Если до пандемии загородный дом воспринимался исключительно как дача на лето, то сегодня отношение к такому жилью кардинально изменилось. Формат летнего домика без отопления уходит в прошлое. Россияне считают, что если уж и задумываться о покупке загородного дома, то только комфортного, в котором будут удобства не хуже, чем в квартире, а места хватит всем членам семьи не только для отдыха, но и для работы, ведь многие сегодня трудятся удаленно и хотят иметь комфортное пространство для работы в домашних условиях.
"Самые востребованные загородные дома имеют площадь около 170 квадратных метров, желательно наличие трех-четырех комнат, обязательно на первом этаже должна быть комната, которая используется либо как спальня, либо как кабинет или гостевая, - рассказывает начальник отдела направления "Загородная недвижимость" компании ИНКОМ-Недвижимость Татьяна Максимова.
- Прежде всего, покупатели заинтересованы в качественных зданиях. На первом месте по популярности - блочные дома (газобетон, пенобетон), у них оптимальное соотношение цены и качества. Также востребованы на рынке каркасные дома. Они теплые, удобные и, что тоже очень важно, быстровозводимые", - отметила Татьяна Максимова.
Деревянные дома тоже активно строятся и успешно продаются. Современные технологии обработки дерева позволяют построить комфортный для круглогодичного проживания дом из клееного бруса или из бревна. Большой популярностью пользуются каркасные дома. Они стоят дешевле каменных аналогов, быстро возводятся, а при правильном соблюдении технологии строительства прослужат не один десяток лет. Однако трендом последних нескольких лет в деревянном домостроении являются дома из CLT-панелей.
"Такие здания имеют все достоинства древесины и лишены ее недостатков: усыхания, изменения объемов и прочего, - поясняет Татьяна Максимова. - Дома из CLT-панелей собираются на заводе, что позволяет избежать проблем с погодой при строительстве и дает возможность возводить здания круглогодично. Важным их преимуществом является и скорость строительства".
Помимо материалов, из которых изготовлен дом, покупатели обращают внимание и на его архитектурные решения. Например, большой популярностью пользуются дома с панорамным остеклением. Это дает эффект единения с природой и служит хорошим источником дневного света.
Немаловажным фактором является также локация. Наличие рядом леса, реки или озера добавляет объекту определенные бонусы. Но еще важнее транспортная доступность. В приоритете, например, у жителей столицы - загородное жилье, не слишком удаленное от МКАД (в пределах 30-40 километров), с хорошими подъездными дорогами, коммуникациями, в поселке с развитой инфраструктурой.
Эксперты говорят, что, переезжая из города в Подмосковье, покупатели, конечно, хотят уединения и приватности, однако чувствовать себя отшельниками не готовы. Развитая же инфраструктура поселка, например, наличие игровых и спортивных площадок, дает возможность поддерживать общение с соседями.
Многие покупатели загородного жилья даже в низком ценовом сегменте желают приобрести готовый дом: либо с предчистовой отделкой, либо "под ключ". Ритм жизни ускорился, поэтому тратить драгоценное время на ремонт теперь мало кто хочет. Поэтому формат "заезжай и сразу живи" становится все более популярным.
В пандемию, когда спрос на загородные дома бил рекорды, цены существенно увеличились. Сегодня эксперты по-прежнему фиксируют стабильный спрос, однако он уже не "разогревает" рынок, цены находятся на стабильном уровне без предпосылок сильно уйти вверх или вниз.
По данным аналитического центра "ИНКОМ-Недвижимость", на первичном рынке загородной недвижимости Московского региона стоимость среднестатистического дома составляет 6,7 миллиона рублей - плюс 3 процента за год. Львиную долю - 75 процентов от всего предложения занимают объекты экономкласса со средней стоимостью 2 миллиона рублей. 15 процентов приходится на комфорткласс со средней ценой 8,6 миллиона. Проекты в категории бизнес-класс составляют всего 6 процентов рынка, а их средняя цена - 23,6 миллиона. Элитные дома занимают 4 процента рынка со средней ценой 73,6 миллиона рублей.
Первичный рынок загородных домов - небольшой, поэтому хорошие предложения уходят быстро. Здесь покупателям эксперты советуют долго не думать.
"Доля первичного рынка загородных домов - всего 15-20 процентов, к тому же спрос здесь традиционно выше, - поясняет директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын. - Соответственно рост цен здесь сохраняется и по мере готовности проектов, и потому, что таких предложений мало, а новые современные поселки в глазах покупателя выглядят привлекательнее".
На вторичном рынке цены, по словам экспертов, стабильны и можно купить объект с хорошим дисконтом.
"Сейчас подходящее время, чтобы делать встречное предложение собственнику и просить скидку 10-15 процентов, они рассматривают такой торг, - говорит член Ассоциации AREA Юлия Белукова. - Скидка 20-30 процентов характерна для неликвидных домов, которые давно не могут продать".