10.04.2023 15:34
    Поделиться

    Объем рынка - 81 млрд рублей. Эксперты объяснили, с чем связан рост в сегменте кибербезопасности

    Бизнес российских компаний в области кибербезопасности вырос на 60%, а общий объем этого рынка, несмотря на уход западных вендоров, увеличился на 10-20%.

    Такие данные приводятся в исследовании рынка информационной безопасности (ИБ) компании Positive Technologies. По словам заместителя генерального директора компании Максима Филиппова есть несколько драйверов рынка, которые обеспечили рост российских поставщиков ИБ-решений:

    • Кибербезопасность с февраля 2022 год стала базовым требованием бизнеса;
    • Уход зарубежных компаний с российского рынка информационной безопасности изменил его структуру;
    • Указ Президента № 250 от 01.05.2022 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации" повлиял на выбор компаний в пользу российских ИБ-решений;
    • Сказались более высокая готовность отрасли кибербезопасности к импортозамещению, чем в ИТ-секторе.

    По данным компании "РТК-Солар" на фоне геополитических событий в 2022 году количество компьютерных атак на российские компании и организации выросло в два раза, что потребовало срочных мер для защиты информационных систем. На фоне высокой интенсивности кибератак и ухода из РФ зарубежных поставщиков, отечественные компании, работающие рынке кибербезопасности, нарастили объемы продаж.

    Медленнее всего росли поставщики программно-аппаратных комплексов для ИБ. Это связано с тем, что логистика доставки оборудования в 2022 году была разрушена, и компании не смогли оперативно удовлетворить выросший спрос. В течение полугода, начиная с марта 2022 года, время поставки составляло от трех до четырех месяцев.

    Эксперты отмечают, что рост рынка ИБ продолжится в 2023 и 2024 годах.

    "На текущий момент объем рынка кибербезопасности в России составляет более 81 млрд рублей, и он продолжает демонстрировать рост. Это связано с двумя факторами: по результатам первого квартала мы видим, что в этом году темпы импортозамещения решений ушедших из России разработчиков не снижаются. При этом ландшафт киберугроз продолжает усложняться: злоумышленники постоянно меняют тактики, используют новые техники для проведения атак, а индустрия кибербезопасности продолжает развитие в ответ на новые вызовы", - говорит директор управления корпоративных продаж "Лаборатории Касперского" Марина Усова.

    Максим Филиппов отмечает, что лишь 20% компаний, использующих зарубежные продукты кибербезопасности, смогли перейти на отечественные решения. "Переход на новые ИБ-решения - это сложный и небыстрый процесс, поэтому значительная часть российских компаний и организаций использует схемы "серого импорта" для поддержания работоспособности своих ИБ-систем. Однако к первому 1 января 2025 года им придется отказаться от этих решений".

    В соответствии с Указом Президента № 250 от 01.05.2022 с 1 января 2025 года российским компаниям и организациям запрещается использовать средства защиты информации, произведенные в недружественных государствах, либо производителями которых являются организации, находящиеся под их юрисдикцией или аффилированные с ними. В перечень иностранных государств и территорий, совершивших в отношении России, российских компаний и граждан недружественные действия с 29 октября 2022 года, входят 49 государств (включая все страны ЕС).

    Эксперты считают, что большинство компаний и организаций для обеспечения своей информационной безопасности выберут российские продукты, что станет одним из факторов роста российской индустрии кибербеза.

    Исключением могут стать сетевые экраны нового поколения (NGFW - Next-Generation Firewall). Актуальные российские решения уступают продукции ведущих мировых поставщиков Fortinet, Palo Alto, Check Point, Cisco, ушедших с российского рынка, и в качестве альтернативы бизнес рассматривает продукты китайских вендоров.

    При этом ввиду высокой востребованности NGFW и большого размера этого рыночного сегмента (на NGFW приходится 64% рынка сетевой безопасности), разработкой сетевых экранов нового поколения активно занимаются и российские компании Positive Technologies, РТК-Солар и другие. В ближайшие годы эксперты ожидают высокой конкуренции на столь значительном в денежном выражении сегменте рынка.

    Поделиться