издается с 1879Купить журнал

700 театральных судеб Островского

Снимки в Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранили для нас мгновения бессмертных пьес

Отец Островского Николай Федорович, отставной надворный советник, видел своих детей на юридическом поприще, где преуспел сам. Если младший брат Островского Михаил пошел на юридический факультет Московского университета и со временем дослужился до министра государственных имуществ, то будущий драматург с этой тропы свернул.

Тем не менее служба в московских судах подарила Островскому богатый материал, позволивший открыть для литературы и театра "небывалую страну", лежавшую по другую сторону Москва-реки.

Этой страной было купеческое, мещанское Замоскворечье.

ПортретА.Н. Островского.1860-е годы. Фото: РГАКФД. Арх. № 30219.

Известность Островскому принесла пьеса "Свои люди - сочтемся!", опубликованная в 1850 году в журнале "Москвитянин". Комедия вышла настолько выразительной, что была запрещена цензурой, а автор - взят под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Творческие круги восприняли пьесу иначе. Так, например, вспоминает о впечатлениях от пьесы товарищ Островского по гимназии журналист Н.В. Берг:

"Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном, как бы... небывалом. <...> Никто не видал его постепенного развития, разных мелких, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда! Слава Островского как драматического писателя родилась и выросла в один день".

Артисты любительского спектакляпо пьесе «Свои люди — сочтемся»,состоявшегося в Пассаже. В ролиПодхалюзина — А.Н. Островский(2-й справа). Санкт-Петербург.29 апреля 1863 года. Фото: РГАКФД. Арх. № 30219

Пьеса также была высоко оценена Н.В. Гоголем и Н.А. Некрасовым, который позднее пригласил его в журнал "Современник", где работали И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой.

Уже в 1853 году одна из его пьес "Не в свои сани не садись" была поставлена на сцене Малого театра. С той поры новая пьеса драматурга появлялась в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон на протяжении тридцати лет. А поставленная в 1859 году в Александрийском театре "Гроза" была с похвалой встречена Александром II, посетившим спектакль.

Сотрудники журнала "Современник". Сидят (слева направо): И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. 1850 год. Фото: РГАКФД. Арх. № 30219.

Критика по-разному оценила главную героиню "Грозы" Катерину: от "луча света в темном царстве" до "добродетели, сдающейся при первом удобном случае". Сегодня эта пьеса остается одним из самых популярных произведений Островского наравне с "Бесприданницей", нашедшей признание зрителей только через десять лет после смерти автора. Действие этих пьес, как и некоторых других работ Островского, разворачивается в городке на берегу Волги - еще одного края, занимавшего особенное место в творчестве драматурга. Неудивительно, ведь он много времени проводил в своем имении Щелыково в Костромской губернии, где ныне располагается музей-заповедник А.Н. Островского. По воспоминаниям Петра Островского, другого брата, важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у А.Н. Островского именно в Щелыково во время летнего отдыха на берегу реки.

Сцена из пьесы "Снегурочка" в Московском художественном театре. 1900 год. Фото: РГАКФД. Арх. № 2-60695

Но интересовали Островского не только страсти современников. В 1870-х годах он обратился к истории Смутного времени, плодом работы стали пять "исторических хроник в стихах". А для работы над пьесой-сказкой "Снегурочка" потребовалось обратиться и к фольклорным источникам. Вот как о ней отзывался К.С. Станиславский: "Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики". Действительно, "Снегурочка" разительно отличалась от других его произведений и темой и содержанием.

Рабочий момент съемок художественного фильма "Жестокий романс". Кострома. 1983 год. Фото: РГАКФД. Арх. № 0-394705

Но и этим не исчерпывался талант нашего героя - зная несколько европейских языков, он был переводчиком древнеримских драматургов, Шекспира, Сервантеса...

Торжественное заседание, посвященное 125-летию Государственного академического Малого театра СССР. 1949 год. Фото: РГАКФД. Арх. №0-248308

Конечно, центром творческих устремлений Островского на протяжении всей жизни оставался театр. "Моя задача - служить русскому драматическому искусству", писал он в своей "Автобиографической заметке". Долгие годы предложения Островского в дирекцию императорских театров по трансформации театра оставались без внимания. Зато никто не мог помешать драматургу общаться с актерами, в том числе на репетициях, давать советы по исполнению ролей и самому учиться у них, развивая новый русский театр. В 1886 году Островский наконец получил должность начальника репертуара московских театров и заведующего театральной школой благодаря содействию брата Михаила, министра государственных имуществ.

Актриса Нина Алисова в роли Ларисы в фильме Я.А. Протазанова "Бесприданница". 1936 год. Фото: РГАКФД. Арх. № 30219

И, конечно, Островский был неразрывно связан с Малым театром, рядом с которым в 1929 году был установлен памятник ему.

Народная артистка СССР Вера Пашенная в роли игуменьи Меропии в пьесе "Волки и овцы" в Малом театре СССР. 1935 год. Фото: РГАКФД. Арх. № 2-77310

В общей сложности Островский создал более 700 персонажей. В пьесах Мольера, с которым его часто сравнивали, - 372 персонажа. Но дело, разумеется, не в количестве, а в глубине и силе образов, которые и сегодня продолжают занимать актеров и зрителей.

Правнуки А.Н. Островского у памятника - в день его открытия. 27 мая 1929 года. Фото: РГАКФД. Арх. № 2-5901

Значительная часть творческого наследия А.Н. Островского, представленная в Российском государственном архиве кинофотодокументов, запечатлела именно разнообразные постановки и экранизации его работ: это и "Бесприданница" Я.А. Протазанова (киностудия "Рот-Фронт", 1936), и "Жестокий романс" Э.А. Рязанова (киностудия "Мосфильм", 1984), и многочисленные постановки на сценах Малого театра и МХТ имени Горького. На хранении также есть биографические материалы: например, документальный фильм "А.Н. Островский" (из цикла "Великие имена России") (РГАКФД, Арх. N 30219), повествующий о жизни и творчестве драматурга.