Мария Закрученко: "Дети любят, когда истории не заканчиваются"

"Пусть детство как можно дольше остается в сердце каждого", - таков девиз "Абрикобукс". Сегодня в портфолио издательства можно найти самые разные книги о детях и для детей. "Зверский детектив" Анны Старобинец, "Тайны Чароводья" Юлии Ивановой, "Приключения лошадки Куки" Наталии Елиной и Ксении Валаханович, "Куда бежишь?" Аси Кравченко, "Правильный робот Вася" и "Правдивая история Федерико Рафинелли" Антона Сои и многое другое.
фото предоставлено издательством "Абрикобукс"

Рассказать о политике издания, связи мерча и литературы, а также о том, как книга может породить целую вселенную и стать частью реального мира, IPQuorum попросил ведущего редактора издательства, автора телеграм-канала "Опыты чтения" Марию Закрученко.

- Издательство "Абрикобукс" стало участником секции Агентства креативных индустрий на только что прошедшей в Гостином дворе международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictioNвесна. Что дает опыт участия в подобных мероприятиях?

- Наше издательство уже имеет свой устоявшийся бренд, но для того, чтобы повышать его узнаваемость, важно участвовать в таких крупных индустриальных мероприятиях, как non/fiction. Это дает возможность привлечь внимание большого количества людей. Но самое главное - на нашем стенде мы можем встретиться с читателями. Посмотреть, как они выросли, изменились, узнать, что они уже успели прочесть, услышать их мнение. Опять же, ребята расспрашивают нас о новинках или о продолжениях любимых серий. В этом году нам повезло - мы стали представителями секции Агентства креативных индустрий. Для нас это серьезная поддержка, так как небольшому бизнесу не всегда просто быть заметным на столь солидном мероприятии. Мы не первый раз сотрудничаем с АКИ: в прошлом году, на осеннем non/fiction, мы также были частью их кластера.

- Как думаешь, почему АКИ так активно поддерживает именно издательства, выпускающие книги для детей?

- Издательское дело само по себе - это креативная индустрия. При этом детские издательства стоят на одном из первых мест, так как дети очень внимательны в выборе литературы. Название нашего издательства отсылает к абрикосовому дереву. Оно вырастает из маленькой косточки - так и ребенок растет и крепнет вместе с книгой. Мы понимаем: книги для детей нужно делать так же, как для взрослых, только еще лучше. И поэтому стараемся креативить изо всех сил, привлекать лучших авторов и иллюстраторов.

- Какие книги сегодня пользуются среди юной аудитории наибольшей популярностью?

- Конечно, наш флагман - это "Зверский детектив" Анны Старобинец, где под одной обложкой собраны "Логово волка", "Право хищника", "Когти гнева" и "Щипач". Нас часто спрашивают, есть ли что-либо похожее на "Зверский детектив". Отвечаю честно: нет. Это, действительно, уникальная история, которую любят и взрослые, и дети. Причем интерес вызывает как сам "Детектив", так и его продолжения - "Боги манго" и "Хвостоеды", а также спин-офф - "Зверские сказки". Это настоящий бестселлер, который вышел за пределы исключительно книжного мира. Сегодня есть несколько спектаклей по книге "Зверский детектив": в Российском академическом молодежном театре и в театре "Домик Фанни Белл" (Москва), в Karlsson House (Cанкт-Петербург), Тверском ТЮЗ и Томском ТЮЗ. Существует "Зверская мафия", в основе которой - знакомая всем игра, привычные роли играют герои книги Старобинец, а все реалии из Дальнего Леса. Так, комиссар - это Барсук Полиции, мирные граждане - травоядные звери, мафиози - преступные звери, доктор - Грач Врач и так далее. Мы разработали замечательный мерч, посвященный персонажам, - игрушки, носки, блокноты.

- Так, а кто идет вослед флагманскому "кораблю"?

- Назову "Тайны Чароводья" Юлии Ивановой. Автор сама представляла серию на non/fiction. Книгу часто называют "наш ответ Гарри Поттеру". Хотя это совершенно оригинальное произведение. Все сходство заключается только в том, что главная героиня Эльда учится в волшебной школе. Дальше - все свое: скандалы, интриги, расследования. Упомяну еще один цикл, ведь известно, что дети любят, когда истории не заканчиваются. "Восьмирье" Марины Ясинской - это как раз тот случай. Это история про девочку Вику, попавшую в параллельный волшебный мир, который оказался поделенным на "осколки". Между этими осколками страшное "тумарье", ходить по которому могут только подготовленные люди. Переходя с осколка на осколок, Вика пытается вернуться домой. Пока написано пять книг из восьми. Дети, как и мы, очень ждут продолжение.

- Ты упомянула мерч, выпущенный по книге "Зверский детектив". Насколько он повышает продажи книги?

- Я не думаю, что мерч впрямую влияет на повышение продаж книги. Скорее книга вызывает интерес к своим героям, артефактам, которые затем превращаются в мерч. Если детям нравится какая-то история, то они хотят иметь частичку ее мира, нечто вещественное, что можно носить с собой или хранить дома. Мы же тоже в детстве мечтали иметь собственную виллу "Курица", как у Пеппи Длинныйчулок. Но тогда еще не было практики выпускать мерч, причем такой, который был бы официально аккредитован издательством, автором и так далее. Вот нам и приходилось брать какие-то палки и строить шалаш самим, представляя, что это и есть вилла "Курица". Сегодня все несколько проще. Нравится какой-то персонаж - можно найти его в виде игрушки или купить толстовку с его изображением. Но все равно это приятный бонус, первична книга.

- При таком раскладе история может работать на 360 градусов, объединив сразу несколько креативных индустрий?

- Конечно, но издательское дело и так объединяет писателей, художников, дизайнеров, маркетологов и так далее. Само собой, книга может лечь в основу фильма или спектакля, послужить поводом для классной выставки. Я лично считаю, что каждый наш иллюстратор и художник заслуживает персональной выставки. Отличный пример взаимодействия креативных индустрий - "Зверский детектив", о котором мы говорили. Благодаря книге развиваются сразу несколько параллельных историй: и театр, и игрушки, и игры. Кстати, первого барсука нам в подарок принес один из читателей, а уже затем эта игрушка стала официальным мерчем. Книга породила вселенную, ставшую частью реального мира.

- Расскажи немного о дальнейших планах?

- Сейчас сложно говорить о планах, так быстро все меняется. И тем не менее, мы продолжаем развиваться. Например, мы запускаем новую серию "Дайте слово!". У нас большая часть книг относятся к направлению фэнтези. А среди родителей и детей есть спрос на произведения, где действие происходит в реальном мире и речь идет о проблемах детей и подростков "здесь и сейчас". Так родилась идея сделать серию книг "Дайте слово!". Ведь по-настоящему детей и подростков мало кто слушает, у них не так часто возникает возможность быть услышанными. Мы решили это исправить.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.