В Москве и Петербурге выступил Русский театр драмы имени Искандера из Абхазии

В Петербурге завершился ХХV Международный фестиваль русских театров "Встречи в России". Участвовали в нем коллективы из 10 стран, за 10 дней показали 12 спектаклей. Государственный русский театр драмы им. Ф. А. Искандера из Абхазии был единственным, кто представил не одну постановку, а три: "Красавец мужчина" по пьесе Островского, "Софичка" по повести Фазиля Искандера, "Радость вопреки всему" по произведениям испанского поэта и драматурга Ф.-Г. Лорки. Именно этому коллективу выпала честь сыграть на фестивале, посвященному 200-летию со дня рождения А.Н Островского, пьесу нашего великого драматурга в день его юбилея. Дорогого стоит такой, к примеру, отзыв коллеги - петербургского актера: "Если бы Александр Николаевич Островский видел ваш спектакль "Красавец мужчина", он бы долго аплодировал стоя".
Генеральный директор театра Ираклий Хинтба.
Генеральный директор театра Ираклий Хинтба. / Русский театр драмы им. Ф. А. Искандера

Петербургская критика отметила: "Сухумская русская драма произвела на фестивале фурор. Первоклассные спектакли, шедевры, которым мог бы позавидовать любой петербургский театр и любой фестиваль".

В Северную столицу абхазский коллектив приехал сразу после триумфальных московских гастролей. Шесть спектаклей сыграли в Москве - с огромным успехом. На аншлагах, с искренними, оглушительными овациями зрителей. С отличными отзывами профессиональных критиков, театроведов, назвавшими спектакли труппы "праздником театра" и "мастер-классом по актерскому мастерству". Оперная певица, народная артистка Абхазии и России Хибла Герзмава, посмотрев спектакли в Москве, написала, что счастлива за своих земляков.

Последние семь лет Сухумский РУСДРАМ возглавляет Ираклий Хинтба. В 2016 году он по собственному желанию, для многих совершенно неожиданно, покинул должность начальника Экспертного управления администрации президента республики и возглавил театр.

Корреспондент "РГ" побеседовала с лидером РУСДРАМа, возродившим театр к жизни.

Спектакль "Радость вопреки всему". Фото: Русский театр драмы им. Ф. А. Искандера

У театра сейчас очень хорошая репутация. Чем объяснить такой подъем, завидную популярность? Как удалось добиться успеха?

Ираклий Хинтба: Мы сделали главное - вернули абхазскому народу театр. Люди соскучились по сценическому искусству. Когда мне предложили возглавить РУСДРАМ, наша театральная жизнь в Абхазии была, мягко говоря, не очень активной. А ведь в нашей республике в советское время были крепкие театральные традиции, театр был важной частью общественной жизни. Мы решили превратить РУСДРАМ в настоящий репертуарный театр, где спектакли шли бы практически ежедневно. Летом и осенью - каждый день.

Разве вы не уходите летом в отпуск, как это делают другие театры?

Ираклий Хинтба: Нет. Мы поставили себе цель: сыграть в 42-м сезоне до 250 спектаклей. В советские времена, когда был расцвет абхазского театра, играли существенно меньше. Сейчас мы даже зимой даем до пяти спектаклей в неделю.

Успех не приходит сам. Здесь и готовность учиться новому, и взаимодействие с российскими коллегами, пополнение труппы выпускниками Щукинского института, ГИТИСа. И моя личная насмотренность - я постоянно в курсе того, что происходит в российском и мировом театре.

Я учился в Москве на дипломата, политолога, окончил университет с красным дипломом, защитил кандидатскую диссертацию. Театр всегда был моей настоящей страстью, с самого детства. И почти каждый вечер в Москве я был в театре, видел практически все самое новое, нашумевшее, значительное. А потом смотрел спектакли в Лондоне, Нью-Йорке и других мировых столицах. И сейчас, часто приезжая в Москву и Петербург, я, конечно, каждый день смотрю новинки.

Все это дало свой результат. Мне помогает то, что я обучен профессиональному менеджменту, дипломатическим навыкам, знаю, что такое финансы, работа с людьми. Все это помогло собрать хорошую команду, в основном, из молодых людей. И, по сути, мы создали этот феномен под названием "РУСДРАМ".

Спектакль "Красавец мужчина". Фото: Русский театр драмы им. Ф. А. Искандера

Сколько премьер выпустили за этот период?

Ираклий Хинтба: 42 спектакля за 5 лет. С учетом того, что полтора года не работали из-за ковидных ограничений. Из них 30 постановок все еще остаются в репертуаре, идут регулярно и с успехом. Основаны на произведениях абхазской, русской и зарубежной классики: Льва Толстого и Алексея Толстого, Островского, Гоголя, Дюрренматта, Бродского, Лема, Лорки, Маркеса, Гольдони, Миллера… И Фазиля Искандера, имя которого носит театр.

Я видела ваши спектакли на фестивалях в разных городах. Много ездите по России?

Ираклий Хинтба: Да, и с каждым годом все больше и больше приглашений, очень часто приходится отказываться, иначе пришлось бы все время проводить на гастролях. Все-таки основная наша задача - играть спектакли на стационаре, в Сухуме, выпускать новые постановки, развивать культуру Абхазии. В прошлом сезоне представили сразу восемь премьер.

Многие узнали о нашем театре. Мы приезжаем на фестиваль или гастроли в какой-нибудь замечательный российский город и показываем свои спектакли - в Туле, например, и там формируется пул лояльных зрителей. Хорошо работает сарафанное радио. Когда эти люди или их друзья приезжают на отдых в Абхазию, то приходят в наш театр. Так с каждым месяцем у нас растет количество зрителей. Чем больше спектаклей мы играем на фестивалях по России, тем больше у нас зрителей в Сухуме. Если прежде у нас было больше зрителей в летнее, осеннее время (лучший период для отпуска россиян), то теперь их много и зимой, весной.

Знаю, что наш петербургский режиссер Мария Романова (Театр имени Ленсовета) выпускает у вас один спектакль за другим…

Ираклий Хинтба: Да, Мария поставила у нас шесть спектаклей: "Кровавая свадьба" и "Радость вопреки всему" по произведениям Лорки, "Сто лет одиночества" Маркеса, "Енджи-ханум, обойденная счастьем" по знаменитой повести абхазского писателя Даура Зантария, два моноспектакля - "Не обо мне" и "Бродский". Она хорошо чувствует природу, энергетику, характер, темперамент, традиции абхазского народа, умеет направлять энергию артистов в творческое русло, поэтому получаются спектакли, которые действительно завораживают, поэтому они идут с успехом.

У нас работает много замечательных режиссеров из Москвы. Артем Устинов поставил трагедию "Электра" по текстам Софокла, Еврипида и Платона и "Солярис" по роману Станислава Лема, Антон Киселюс - "Игрок" Достоевского, "Все мои сыновья" Миллера, "Визит старой дамы" Дюрренматта, Марк Вдовин, известный актер, а также режиссер - его спектакли идут в Театре Моссовета - "Метод" Галсерана, замечательный Сергей Ефремов - кассовые комедии. Антон Корнилов, щукинец, поставил у нас прекрасный спектакль "Рассказ мула старого Хабуга", абхазскую комедию Фазиля Искандера, и "В лучах" (неизвестные письма Марии Склодовской-Кюри). Назову учеников Сергея Женовача: потрясающий Александр Коручеков (также и представитель Вахтанговской школы, это "Кьоджинские перепалки" Гольдони), Евгений Закиров ("Мама" Зеллера). Сейчас идут переговоры еще с несколькими российскими режиссерами.

Спектакль "Софичка". Фото: Русский театр драмы им. Ф. А. Искандера

А наш штатный режиссер Джамбул Жордания, заслуженный артист Абхазии, поставил, например, "Алые паруса" Грина для семейного просмотра и прекрасный моноспектакль для актера Османа Абухба - "Последний из ушедших" по роману классика абхазской литературы Баграта Шинкуба, он всегда собирает полный зал.

Вы очень активны в соцсетях: каждая новость из вашего театра сразу попадает туда. Это тоже способствует его популярности?

Ираклий Хинтба: Верно. И очень важно, что к нам уважительно относятся российские СМИ. Во время гастролей в Москве федеральные издания поддержали нас репортажами, рецензиями. Мы не отрываем себя от российского театрального процесса, взаимодействуем с российскими театрами, деятелями культуры. В нашем театре работают молодые актеры - выпускники лучших российских театральных вузов. Мы приглашаем на постановки российских режиссеров, художников, разных замечательных специалистов. По сути, мы существуем в профессиональном пространстве, которому не мешают границы государств. Театр должен взаимодействовать с внешним миром, быть готовым к открытому сотрудничеству, к инновациям, новым формам, способам работы, а это все возможно только тогда, когда есть открытое, искреннее, заинтересованное профессиональное общение, взаимодействие с коллегами.

Главного режиссера, худрука у вас в театре нет?

Ираклий Хинтба: Нет. По уставу театра, гендиректор выполняет не только административные, финансовые, хозяйственные функции, но и художественные.

Когда вы пришли в театр, то изменили состав труппы?

Ираклий Хинтба: Я никого из актеров не увольнял. Постепенно кто-то уходил сам, не выдержав интенсивности предложенной работы: кто-то выходил на сцену, скажем, раз в месяц, а тут начались ежедневные репетиции и спектакли. Ушли некоторые люди из администрации, но на их место сразу пришли другие, которые изменили облик театра. У нас сейчас 19 актеров. Те, кто остался, играют спектакли, можно сказать, ежедневно, у них интересная творческая жизнь. Например, заслуженная артистка Абхазии Наталия Павловна Папаскири работает в театре с 1982 года, за годы моего руководства сыграла в разы больше ролей, чем за все предыдущее время. Сейчас у нее, можно сказать, творческий расцвет, она в прекрасной форме.

В городе с населением примерно 65 тысяч человек ваш театр - не единственный?

Ираклий Хинтба: У нас три государственных театра: Абхазский драматический театр имени Самсона Чанба, Молодежный и наш.

Как же вам удается собирать зал? Город маленький, все-таки театральная публика одна и та же, каждый вечер не будет ходить в театр.

Ираклий Хинтба: Нас выручают туристы. Их с каждым годом все больше и больше. Многие уже знают наш театр и приходят к нам целенаправленно. Это, конечно, большая зрительская поддержка. Но и наша местная публика хорошо ходит. Театр должен быть интересным, разнообразным. Например, в репертуаре "Красавец мужчина" и "Кровавая свадьба" - они как будто с разных планет. Или "Софичка" Искандера, "Солярис", "Электра" - и пьесы Рэя Куни, Кена Людвига - абсолютно разные эстетики, стилистики. Словно постановки разных театров. Это и привлекает зрителей, у каждого спектакля есть своя целевая аудитория. А если вы делаете театр одного режиссера, и он выстраивает репертуар на свой вкус, в одной манере, то это может надоесть.

Самое главное в театре - создать хороший спектакль. Если он есть - зритель будет обязательно.

Конечно, каждый вечер собирать аншлаги в небольшом городе невозможно. Но возможно собрать такое количество зрителей, которое бы создало нужную атмосферу для актеров и было выгодно для театра коммерчески, по сборам.

А как вас поддерживает правительство республики?

Ираклий Хинтба: Мы государственный театр и получаем бюджетное финансирование - на заработную плату, оплату коммунальных услуг и на выпуск новых спектаклей. Это замечательно, спасибо нашему государству, в том числе и за прекрасные условия, в которых мы можем работать. Но мы стараемся при этом зарабатывать сами, так как ставим перед собой самые высокие цели, на достижение которых нужны дополнительные ресурсы. Поэтому я всегда говорю, что главные спонсоры нашего театра - это зрители. Также у нас есть друзья, меценаты, которые любят наш театр и помогают нам. Например, на московских гастролях они оплатили аренду залов, в которых мы играли спектакли - а это большая сумма.

В последние годы значимую поддержку нам оказывает Российская Федерация - по гастролям, поездкам на фестивали. Мы вошли в федеральную программу "Большие гастроли". Фестиваль русских театров зарубежья получает большую помощь Министерства культуры России. Активно сотрудничаем с СТД России. В прошлом году мы набрали целевой курс в Москве - в ВТУ имени Щепкина. Студенты обучаются там бесплатно.

Министерство культуры Абхазии никогда не остается в стороне, в этот раз оплатило немалую часть расходов на поездку в Петербург - доставку декораций, а Россотрудничество (Русский дом в Абхазии) приобрело авиабилеты. Фестиваль "Встречи в России" создал замечательные условия - проживание в гостинице, питание. Приняли нас прекрасно.

Многие ваши молодые актеры, наверняка, впервые приехали в Москву, Петербург. Удалось ли посетить какие-то памятные места, побывать на экскурсиях?

Ираклий Хинтба: Мы часто приезжаем в Москву и Петербург. За последние пару лет были раз пять на гастролях в Петербурге и несколько раз в Москве. И в следующем году планируем гастроли в столице - возможно, привезем семь-восемь спектаклей. В Москве мы уже как дома, нас знают, любят и ждут. В июне мы собираемся поехать со спектаклями и в другие российские регионы.

Конечно, наши актеры уже много где успели побывать, посетить значимые культурные места. И в театры, если не заняты вечером в спектакле, ходят. Вот сейчас в Москве кто-то побывал в Вахтанговском, МХТ, в Петербурге - в Михайловском театре.

Какую премьеру сейчас готовите?

Ираклий Хинтба: Мы только что выпустили спектакль "Красавец мужчина" в постановке Ирины Дремовой. И сразу вывезли его на гастроли в Москву и на фестиваль в Петербург. Планируем работу с Романом Кочержевским, режиссером и актером Санкт-Петербургского Театра имени Ленсовета, учеником Юрия Бутусова. Определяемся с названием.