Причина очевидна: опасность полетов вблизи зоны специальной военной операции. Напомним, с 24 февраля 2022 года закрыты аэропорты в Краснодаре, Геленджике, Анапе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде, Курске, Липецке, Брянске, Симферополе и Элисте. Всего - 11 аэропортов.
Отрасль продолжает восстанавливаться после пандемии COVID-19, а Китай вновь открыт с середины января 2023 года, говорится в отчете на сайте европейской организации. На график перевозок по-прежнему оказывает влияние конфликт на Украине, а возврата к "нормальному" маршруту (предшествующему закрытию воздушного пространства Украины и России) к концу семилетнего горизонта не ожидается.
Введенные в начале 2022 года западные санкции заставили российскую авиаотрасль пересмотреть сеть маршрутов и инфраструктуры. По словам гендиректора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, отчет европейской организации лишь указывает на то, что санкционный режим и ограничение на полеты не будут отменены минимум до 2029 года.
- Главное сегодня - обеспечить безопасность полетов, - говорит Олег Пантелеев. - Есть определенные риски, связанные с военным конфликтом. Если они будут пересмотрены, то авиасообщение может возобновиться.
Между тем аэропорты, которые ближе всего находятся к зоне СВО, сегодня при поддержке государства остаются в рабочем состоянии.
- Поддерживается режим функционирования на уровне, позволяющем буквально на следующий день заработать, если будет принято такое решение, - говорит Олег Пантелеев.
Ранее Росавиация объявила о госсубсидиях российским авиакомпаниям и аэропортам для возмещения операционных расходов на перевозки по внутренним воздушным линиям в условиях санкционного давления. Выплаты будут осуществляться из резервного фонда правительства РФ.
Поэтому длительный период простоя не должен сказаться на жизнеобеспечении аэропортов. В Ростовской области, например, специальная комиссия в апреле подтвердила готовность аэропорта Платов к работе в летний период, хотя он не действует уже больше года. Как обычно при подготовке к летней навигации проводят тренировку персонала, проверяют объекты инфраструктуры, транспорт и технику. В этой работе участвуют все службы аэропорта. Во время инспекции специалисты осмотрели систему энергообеспечения и светосигнальное оборудование, выполнили ревизию искусственных покрытий, летного поля, пожарной техники и средств спасения. В результате региональный минтранс признал подготовку к работе соответствующей действующим нормативам.
- То же самое происходит и в остальных аэропортах, - говорит Олег Пантелеев. - Поддерживается жизнеобеспечение всех систем, которые входят в аэродромную инфраструктуру, охраняется периметр, сотрудники постоянно повышают квалификацию. Другое дело, что часть избыточного персонала, который необходим, когда выполняются рейсы, переведен в режим неполного рабочего дня и на часть оклада. При этом аэропортовые холдинги, в которые, например, входят аэропорты Ростова, Анапы и Краснодара, могут позволить себе часть работников по желанию отправить на другие объекты. Также местные власти могут обеспечить персонал другой работой через центры занятости, как это было, например, в пандемию.
Ранее руководители аэропортов на юге отмечали, что господдержка позволила сохранить высококвалифицированных специалистов и поддерживать инфраструктуру в готовности к обслуживанию рейсов сразу после отмены ограничений. Так, например, заявляли представители аэропортов Симферополя, Геленджика, Краснодара и Анапы.
Сейчас сложно прогнозировать, как будут распределены авиапотоки в будущем, говорят эксперты. За период вынужденного простоя кратно выросла значимость, например, аэропортов Сочи и Минвод, которые стали настоящими авиаузлами. Через них сегодня возможен перелет как вглубь России, так и по некоторым международным маршрутам.
- Вполне вероятно, что после окончания СВО вырастет и значимость аэропорта Ростова, учитывая его близость к ЛНР и ДНР, - говорит Олег Пантелеев. - Как только прекратятся боевые действия, имеет смысл и восстанавливать аэропорт Донецка. Когда будет решен вопрос с безопасностью, дальнейшее развитие может происходить по тому же принципу, что и раньше в России: государство вкладывает средства в создание или реконструкцию ВПП, региональные власти обеспечивают транспортную доступность и строительство дорог, а частный инвестор строит аэровокзальный комплекс.
По словам главы аналитического бюро СОНАР-2050 Ивана Лизана, учитывая разрушения в аэропорту Донецка, в будущем главную роль на себя возьмет аэропорт Мариуполя, который станет фактически единственной авиагаванью в новых регионах.
Ранее власти анонсировали восстановление аэропорта Мариуполя к 2025 году. Здание аэропорта было разрушено, но взлетно-посадочная полоса сохранилась. В перспективе будут восстанавливать и другие аэропорты в новых регионах, обещал глава Росавиации Александр Нерадько. Соответствующие проекты реконструкции в новых субъектах РФ уже подготовлены и переданы Минтрансу.
С начала военной операции России на Украине Росавиация 49 раз официально уведомляла о продлении запрета на полеты в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, а также Симферополь и Элисту. В конце декабря ведомство прекратило публикацию таких оповещений. При этом запрет на полеты сохраняется.