Аншлаг в Кафедральном соборе Калининграда: Дмитрий Минчёнок поставил спектакль "Тайные правила Канта"

Кажется, что Дмитрий Минчёнок начинал работу над спектаклем "Тайные правила Канта" истинно по-кантовски. Сложно представить, сколько усилий он приложил к тому, чтобы осознать внутренний мир и сумму жизненных обстоятельств выдающегося философа. Но ему удалось. В зале - аншлаг. Спектакль, задуманный режиссером вместе с художественным руководителем Кафедрального собора Верой Таривердиевой, показывается только в Калининграде, только в Кафедральном соборе, только в день рождения Иммануила Канта (а 22 апреля ему бы исполнилось 299 лет), только раз в году.
Дмитрий Минченок показывает, как из обыденных обстоятельств рождаются теории Иммануила Канта.
Дмитрий Минченок показывает, как из обыденных обстоятельств рождаются теории Иммануила Канта. / Александр Мелехов / предоставлено театром

С первых его минут зритель вовлечен в круговорот воспоминаний, вопросов и размышлений. Минчёнок-артист даёт понять: вы - во внутреннем мире Канта. Минчёнок-режиссер выстроил на сцене пространство головного мозга, раскрыв фундаментальные точки гениального разума. Всегда интересно, что скрыто за его пределами, а есть ли они? Космический видеоряд, сопровождающий спектакль, заявляет, что нет. Минчёнок-автор не представляет Канта ни в пафосе, ни в сухом академическом понимании. Мы видим Канта-человека, окутанного тенями и страхами.

Письменный стол, обезличенные, но идентифицируемые по "жирным мазкам" образы близких людей, ширма, за которой разворачивается отдельное интимное представление посредством теней, - сокровенные чувства, самые неразрешимые вопросы, споры и поиски Бога. За этой ширмой Кант-человек не ищет истину, но пытается посмотреть в глаза тем, кто сидит в его голове, кого он называет призраками из прошлого. Чем дольше ты находишься "внутри Канта", тем больше теряешься в том, к кому он обращается.

Дмитрий Минчёнок показывает, как из обыденных обстоятельств рождаются теории Иммануила Канта, как радость, потери, обиды и непонимания - становятся инструментами познания. Небо. В спектакле Кант крепко связан с небом, как с пространством божественного: "Бог - не где-то вне нас, Бог - это все мы люди с нашей способностью быть милосердными, предавать, а потом каяться".

Спектакль на сцене Собора Канта в Калининграде не может проходить без участия органа. Размышления о природе взаимоотношений полов проходят под звуки флейты (соло Ксении Авраменко), олицетворяющие пленительный женский голос, цепляющий самые потаенные струны в душе философа. Сочетание звучания органа (титулярный органист собора Евгений Авраменко) и бандонеона Андрея Степаненко заставляет тосковать, погружая каждого из зрителей в глубины его собственных воспоминаний. Музыка такой же главный герой спектакля. Она добавляет эмоциональной осязаемости теориям мыслителя.

Минчёнок препарировал великий ум Европы, осознал его в такой совершенной степени, что зритель завороженно внимает не действию, но слову. Последние слова Канта: "Впереди меня ждет долгий разговор с Богом", раскинутые крестом руки Минчёнка, луч света, как нимб и проекция на стенах собора изображений космоса - лучшая метафора мира философа, изложенная в одной его фразе: "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне - вот две вещи, которые приводят меня в величайшее изумление". Звенящая тишина все полтора часа и последующие долгие овации - тому свидетельство.