Один из отцов биохакинга - американский миллиардер Дэйв Эспри. Путешествуя по Тибету, он попробовал местный напиток долголетия - в чай там добавляют масло из молока яков. Как он позже писал в своих книгах, именно этот напиток "просветлил" его мозг и поднял IQ.
Но американцы чай почти не пьют, предпочитая кофе. И Эспри создал свой рецепт по типу тибетского, сдабривая маслом кофе. Как отличный маркетолог, он придумал напитку беспроигрышное название: Bulletproof Coffee ("пуленепробиваемый кофе"). Кроме масла там есть и секретный ингредиент: Эспри "усиливает" свой кофе добавкой Brain Octane Oil - масляным раствором каприловой кислоты из кокосового масла. Эта кислота помогает войти в кетоз - состояние, когда при дефиците углеводов организм начинает получать энергию, усиленно расщепляя жиры.
На своем кофе Эспри построил империю Bullet Сoffee и зарабатывает, продавая американцам комплекты для изготовления напитка дома: пачку кофейных зерен, банку гхи и бутылку Brain Octane Oil. Forbеs утверждает, что в год Эспри продает не менее 200 млн чашек кофе, не говоря уже о кето-батончиках и прочей снеди.
Другой биохакер - 45-летний мультимиллионер Брайан Джонсон. Он также посвятил себя борьбе со старением, параллельно зарабатывая на производстве шлема для анализа активности мозга, и работает над нейропротезом, который улучшит интеллект.
Медицинское сообщество до сих пор относится к биохакингу скептически: его сторонники, как правило, продвигают свои идеи, не оглядываясь на принципы доказательной медицины. Та же кето-диета оказалась не такой безоблачно прекрасной. В European Heart Journal опубликовали результаты исследования: ученые 11 лет наблюдали за 25 тыс. человек, и оказалось, что у приверженцев кето риск преждевременной смерти возрастает на 40%.
В России и Америке разные подходы к биохакингу. Если в США, например, смело вмешиваются в ДНК и колят стволовые клетки, то наши биохакеры более консервативны: речь чаще идет об улучшении жизненных показателей на основе ЗОЖ.
Так, создатель "Островка" 37-летний Сергей Фаге, увлекшись биохакингом, когда ему было всего 30, решил "омолаживаться", не дожидаясь среднего возраста, и потратил круглую сумму на методику долголетия, которую для него разработали в Стэнфорде. Впрочем, пункты его программы мало отличаются от традиционных "анти-эйджинговых" постулатов, пропагандируемых официальной профилактической медициной: физическая активность, здоровый сон, правильное питание, регулярные чекапы, отказ от курения и алкоголя. Разве что в этот "пакет" включена работа с психикой ("все болезни от нервов") и широкое применение БАД и медпрепаратов.
Ольга Шуппо, научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic:
- Во всем мире люди с помощью питания, лекарств и БАДов, физической нагрузки и других методов пытаются продлить жизнь. Человечество сделало ставку на долголетие, значит, это направление медицины будет развиваться все активнее.
Вопрос только в методах достижения этой цели. Такие же задачи, что и биохакинг, решает превентивная медицина, но она основана на научном доказательном подходе. Ее задача - предупредить развитие заболевания благодаря управлению здоровьем, диагностике на ранних стадиях хронических, в том числе генетически опосредованных заболеваний, которые могут проявиться через несколько лет. Еще одно направление - развивать адаптационные ресурсы организма.
В эффективности такого подхода мы смогли еще раз убедиться в пандемию. Человек с сильным иммунитетом лучше адаптируется к новым вирусным нагрузкам, быстрее проходит реабилитацию после болезни. Не зря государство сейчас разворачивается именно к этой модели - 4Р-медицине. Эта концепция основана на четырех принципах: prediction - предупреждение, prevention - предотвращение, personalization - персонализированный подход и participation - участие и полное понимание процессов.
Первый шаг - индивидуальная диагностика, которая позволит понять, на какой из "ступеней" здоровья находится организм. Для этого выполняют биохимические анализы крови, ангиосканирование сосудов, биоимпедансное измерение состава тела, определяют резервы адаптации, проводят нутригенетическое исследование. Оценивают риски возникновения аутоиммунных и генетических патологий. Выявленные на потенциальной стадии заболевания, которые в противном случае могли возникнуть через 5-10 лет, профилактируются. На основании результатов диагностики врач превентивной медицины дает рекомендации по изменению образа жизни, питанию, приему нутрицевтиков и медицинских препаратов, а также составляет подробный план действий. Восстановление и лечение основываются на повышении адаптивных способностей организма при помощи физиологичных технологий и медикаментов.
Предупреждение старения - еще одна из задач превентивной медицины. Врачи определяют индивидуальные риски, угрожающие пациенту в отдаленной перспективе, устраняют отклонения, провоцирующие преждевременное старение, такие как избыточный вес, хронический стресс, интоксикация и хроническое воспаление.
Биохакинг решает эти задачи другим путем. В биохакинге организм рассматривается как операционная система компьютера. По этой аналогии в операционной системе могут возникать "баги", то есть стрессы и болезни. Для защиты "операционки" биохакеры используют конкретные решения - измеряют стадии сна, следят за питанием, занимаются спортом, контролируют показатели организма с помощью анализа крови и ДНК, принимают таблетки или БАДы.
Однако наш организм не приемлет математического подхода, это живая система со своими персональными процессами биохимии, физиологии. На организм влияют в том числе эмоции, стресс. Поэтому биохакеры не всегда достигают своих целей. В то же время много случаев, когда люди, казалось бы, живут обычной жизнью и становятся долгожителями.
Биохакеры - это почти всегда экспериментаторы. Они проверяют свои идеи на себе, приближая показатели к желаемой "норме". И чаще всего опытным путем за счет такого "цифрового" подхода пытаются достигнуть своих целей. Кроме того, биохакинг не учитывает адаптационных систем организма. Другими словами, в нем зачастую практикуется "заместительный" подход, деталь сломалась - воздействуем на нее. А в превентивной медицине больше регулирующий подход, причем с учетом персональной биохимии и физиологии, систем адаптации, иммунитета, наличия стресса.