Великие потери российской моды: Зайцев и Юдашкин
Они были очень разными – и в жизни, и в творчестве. Но оба были не просто мэтрами российской моды, а ее легендами. Можно сказать, что один учился у другого: Валентин Юдашкин проходил преддипломную практику в Московском доме моды Вячеслава Зайцева. Спустя время они стали негласными соперниками, каждый со своим кругом преданных и непримиримых к стилю другого поклонников. При этом по-человечески вполне тепло общались. А потом, как будто сговорившись, ушли вместе, с разницей в несколько дней: Славы Зайцева не стало 30 апреля, Валентина Юдашкина – 2 мая.
В связи с этими печальными событиями практически все медиа посвятили заслуженные первые полосы подробной биографии каждого из них. Нам же здесь больше хочется рассказать, чем запомнился стиль Зайцева и стиль Юдашкина – от коллекций до личного общения.
Слава Зайцев не зря называл себя (вернее, себя как бренд) именно Славой. Парень из рабочего города Иваново обладал счастливым характером неунывающего экстраверта. Очень стойким характером, хотя совсем не нордическим. Возможно, только этот характер помог ему преодолеть все сложности профессионального становления: отказ методического совета принять его первую коллекцию, невозможность до 1986 года выезжать на показы своих собственных коллекций в США, Канаду, Японию, Францию, Италию.
Тем не менее, характер плюс талант и упорство сделали свое дело: уже в середине 60-х Зайцев стал художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком мосту.
А в 1978 году, будучи заместителем руководителя всего дома, резко и порывисто оттуда ушел, несмотря на то, что это было делом его жизни. Он всегда был таким – порывистым, открытым, бесстрашно проявляющим эмоции. Почему тогда ушел, вернее, его "ушли"? Потому что все усилия по соединению моды с жизнью оказались тщетными. "Моды не может быть там, где есть дефицит" - его слова, за которые он поплатился. Модной индустрии по-прежнему не существовало, зато существовали многоступенчатые утверждения и согласования коллекций. В своем Доме моды на Проспекте Мира, который он возглавил через несколько лет, ему уже не нужно было ничего согласовывать. И он занялся тем, что любил всегда – продвижением самобытного русского стиля, его популяризацией, обучением молодежи и активным просвещением. Не зря несколько лет подряд, уже в 2000-х, он вел телепередачу "Модный приговор". Я сама была приглашена на его фестиваль "Бархатные сезоны" в Сочи (где получила премию в номинации "аналитическая журналистика в сфере моды") и могу сказать, что не видела человека, более активно болевшего за образование в этой сфере. При этом он всегда оставался доброжелательным.
Можно ли назвать модой в привычном понимании то, что делал Зайцев? На мой взгляд, вряд ли. Это был именно его стиль, вдохновленный национальным костюмом, иконописью и русским авангардом. Представить обычных людей в одежде из его кутюрных коллекций практически невозможно - что тогда, что сейчас. А Зайцев при этом, кажется, прямо физически страдал от унылой черно-серой массы на улицах.
Он начинал с контрастных цветов и графичных силуэтов. Потом увлекся русскими узорами, фактурной вышивкой и мотивами "царской" одежды. Со временем его коллекции становились все более театральными, все стили сплелись в причудливой эклектике, его модели были похожи на жар-птиц. Сам Зайцев тоже любил одеваться ярко – но на нем, что интересно, такая одежда смотрелась уместно.
Валентин Юдашкин выглядел полной противоположностью Зайцеву. Всегда спокойный, немногословный, сдержанный, с тихим голосом, он, казалось, никогда не стремился привлечь к себе внимание – если бы не его выразительные глаза и эффектные коллекции. В каком-то смысле он оказался более "благополучным", чем Зайцев: тот был первопроходцем, этот шел уже по следу, а не по целине. К тому же наступили 90-е, когда стало больше и свободы, и денег.
Между первым показом Юдашкина в Париже в 1991 году и его принятием в члены-корреспонденты Синдиката высокой моды прошло всего 5 лет – он стал первым и единственным российским модельером в таком статусе. А в 2016 году модный дом Valentin Yudashkin был принят во Французскую федерацию высокой моды, прет-а-порте кутюрье и модельеров в качестве полноправного члена.
Коллекции Юдашкина, как и Зайцева, тоже имели мало общего с актуальной модой – он делал роскошные, даже слегка избыточные в своей роскоши, очень женственные модели. Не случайно у него всегда был широкий круг знаменитых клиентов. Его платья всегда отлично сидели на тех, кто их мог себе позволить, а на его шоу в расписании Недель моды невозможно было пробиться даже по журналистской аккредитации – у Юдашкина всегда был свой список приглашенных.
Когда в Москве существовали параллельно две Недели моды, показы мэтров не пересекались: Зайцев традиционно участвовал в одной Неделе, Юдашкин был "звездой" второй. Эти показы воспринимались скорее как шоу, а не актуальные сезонные коллекции. Поэтому и публика на них отличалась от основной аудитории Недель.
Вместе модельеры поучаствовали лишь в "объединенной" Московской Неделе моды в прошлом году: показ коллекции Славы Зайцева ее открыл, показ Валентина Юдашкина - завершил. В такой очередности они и ушли из жизни. Одному было 85, другому еще не исполнилось 60. И как бы ни относиться к стилю каждого из них, быть поклонником или яростным противником, это были великие мастера, и следует с горечью повторить очевидное: эпоха первых российских кутюрье, чьи имена стали известны всему миру, закончилась.