Необходимо отметить, что у некоторых, даже крупнейших, игроков рынка квоты на экспорт уже закончились или заканчиваются и они приостановили отгрузку до получения дополнительных. При этом квоты вводились на 4,5 месяца, и прошла только половина указанного срока. Еще одно замечание - количество компаний, продающих зерно за рубеж, с апреля 2022 года по апрель 2023-го уменьшилось вдвое. Их осталось примерно 30. Это сокращает поступление в Россию валюты.
Введение пошлин в декабре 2020 года было вынужденной мерой. До этого с 2001-го действовал закон об интервенционных закупках. Государство приобретало зерно после сбора урожая по низкой стоимости. Весной, когда цены росли, зерно из интервенционного фонда начинали продавать, снижая таким образом его рыночную стоимость. Это был эффективный рыночный инструмент.
Но в декабре 2020 года зерна в интервенционном фонде практически не было, а деньги, выделенные на его закупку из бюджета страны, были израсходованы на стимулирование экспорта продовольствия путем дотирования перевозок к портам. Все это происходило во время мирового роста цен на продовольствие. Из-за опустевшего интервенционного фонда у государства, видимо, не было другого способа оперативно остановить рост цен и в нашей стране.
Введение пошлины (в 70-80 процентов при достижении определенного порога) казалось временной мерой. Ведь любая пошлина размером более 70 процентов фактически делает ее запретительной. Спустя два года можно констатировать следующее: стоимость зерна в Ставропольском крае упала в 1,5 раза, его реализуют по цене, близкой к себестоимости. Цена на хлеб при этом выросла на 45 процентов.
Сельхозпроизводители, по оценке Российского зернового союза, недополучили один триллион рублей, что значительно сократило их технологические возможности. Например, в Ставропольском крае в 2020 году аграрии приобрели 3728 единиц техники, а в 2022 году - 1869. Такая же ситуация по всей стране. Это нанесло серьезный удар отечественному сельхозмашиностроению, которое немало сделало для импортозамещения с 2014 года. Также увеличился разрыв зарплат в селе и городе. Использование удобрений также сократилось.
В минсельхоз в виде пошлины поступило 250 миллиардов рублей. Эти средства были распределены между банками, страховыми компаниями и сельхозпроизводителями. Примерно 10 процентов получили производители зерна. Деньги чиновники минсельхоза ежегодно выделяли в том числе на дотации производителям молока, на продукцию которых в текущем году возник дисбаланс спроса и предложения, что привело к резкому снижению закупочных цен на сырье.
После введения пошлин и квот на российское зерно увеличились посевные площади нашей основной экспортной культуры - пшеницы - в странах-конкурентах: США, Канаде, а также в государствах Европейского Союза. До введения у нас ограничительных механизмов там постепенно сокращали посевы, потому что проигрывали рыночную конкуренцию российской пшенице. Одновременно увеличились посевы пшеницы в традиционных странах-импортерах: Азербайджане, Узбекистане, Иране, Турции, что неизбежно приведет к снижению спроса на российское зерно.
Очевидно, что ситуация требует принятия срочных мер. В прессе появляется информация, что в последнее время активно идет обсуждение изменений в системе пошлин. Необлагаемый порог может быть увеличен с 15 до 17 рублей за килограмм. Таким образом, пошлина снизится на два рубля. Но на самом деле механизм экспортной пошлины в нынешнем виде в итоге убьет в России производство и экспорт зерна. Это вопрос времени.
Хотел бы отметить, что все идеи о развитии переработки вместо экспорта сырья в данной сфере являются надуманными. Сегодняшнее российское зерно - это высокотехнологичный продукт, результат коллективного труда аграриев, химиков, биологов, селекционеров, инженеров. При его выращивании используются даже космические технологии. Российское зерно - идеальный экспортный товар для нашей страны. Кстати, ведь никто не критикует США, Евросоюз и Канаду за то, что они продают огромное количество зерна в непереработанном виде.
Идея развития переработки сельхозпродукции за счет ограничения цен на зерно нерыночными методами не может привести ни к чему, кроме сокращения его производства в недалекой перспективе. В результате перерабатывать будет нечего.
Если государству необходимо пополнить бюджет, нужно установить фиксированную пошлину на зерно в размере 1,5-2 рубля за килограмм сроком не менее чем на три года. Кстати, полученные таким образом деньги не нужно возвращать сельхозпроизводителям. Их надо потратить на снижение цены на продовольствие для жителей страны или на другие нужды государства. В дальнейшем можно было бы рассмотреть законодательный запрет на введение экспортной пошлины на зерно, как это сделано в США. Это один из столпов продовольственной безопасности заокеанских конкурентов, который ограждает важнейший для страны продовольственный рынок от конъюнктурных решений сменяющих друг друга администраций.
При существующей в нынешнем виде пошлине Россия неизбежно потеряет статус одного из ведущих производителей продовольствия в мире. Это мнение большинства независимых экспертов зернового рынка.