22.05.2023 09:30

Ученые опровергли гипотезу происхождения озер Эвенкии от Тунгусского метеорита

Озера необычной формы на севере Красноярского края, происхождение которых некоторые исследователи связывали с так называемым Тунгусским феноменом, оказались значительно старше него.

Коллектив ученых из Красноярска, Новосибирска и Казани проанализировал донные отложения трех похожих друг на друга озер Эвенкии. Они расположены рядом с местом предполагаемого падения Тунгусского метеорита, и до сих пор существовала версия, что, например, озеро Чеко представляет собой след этого события.

Сначала ученые выяснили, что это озеро отнюдь не уникально - в сибирской тайге недалеко от эпицентра Тунгусского события нашлись еще два подобных водоема такой же круглой и воронкообразной формы.

Позже исследователи отобрали пробы донных отложений, и радиоуглеродный анализ показал, что озеро Заповедное существует более двух тысяч лет, а озера Пеюнгда еще старше. Возраст Чеко оказался больше трехсот лет. Учитывая, что Тунгусский метеорит упал в начале XX века, объяснять появление озера этим событием не имеет смысла.

- Более вероятна геологическая природа происхождения озер. Предположительно оно связано с карстовыми процессами либо с таянием вечной мерзлоты, ведь форма озерных чаш выглядит как следствие обвала подстилающих пород, - рассказал ведущий научный сотрудник Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН, доктор биологических наук Денис Рогозин.

Результаты исследования, в котором приняли участие специалисты Института биофизики, Сибирского федерального университета, Казанского федерального университета, Института геологии и минералогии имени В. С. Соболева СО РАН, опубликованы в журнале Доклады академии наук.

Кстати, ранее ученые обнаружили на дне эвенкийских озер следы масштабного пожара более чем вековой давности.

Тунгусское событие датируется 30 июня 1908 года. Оно сопровождалось мощным взрывом, повалившим деревья в радиусе примерно 40 километров. Причина этого феномена окончательно не определена. Согласно самой распространенной версии, речь может идти о падении метеорита. Красноярские физики придерживаются другой гипотезы. По их мнению, разрушения в районе реки Подкаменная Тунгуска вызваны ударными волнами, которые возникли при сквозном прохождении железного астероида сквозь атмосферу нашей планеты.