24.05.2023 12:00
    Поделиться

    Исследование: Экономика Рунета выросла в 2022 году почти в три раза больше, чем ожидалось

    Экономика Рунета сумела вырасти в 2022 году на 29% по отношению к 2021 году - намного больше, чем от нее ожидали. Таковы данные исследования "Экономика Рунета", которые были представлены Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) на конференции РИФ-2023. Вклад интернет-экономики в экономику России в 2022 году составил 12,2 трлн рублей. Наиболее пострадавшей стала индустрия цифрового контента - ее падение составило 52%.
    По прогнозам аналитиков, в 2023 году экономика Рунета вырастет на 15,8 трлн рублей.
    По прогнозам аналитиков, в 2023 году экономика Рунета вырастет на 15,8 трлн рублей. / iStock

    "Год назад мы прогнозировали, что 2022 году экономика Рунета вырастет всего лишь на 11%, но наш прогноз не сбылся: рост составил 29%. Это, конечно, меньше, чем рост в 2020-2021 годах, когда российская интернет-экономика росла более чем на 40% в год. Но тем не менее, мы преодолели планку в 12 трлн и показали двузначный рост в условиях, когда это, казалось, было невозможно сделать", - сообщил на презентации Сергей Гребенников, директор РАЭК, член Общественной палаты РФ.

    По его словам, рост экономики Рунета был обеспечен за счет положительной динамики сегментов электронной коммерции и инфраструктуры. Вместе с тем, сегменты маркетинга и рекламы и цифрового контента не смогли избежать падения, причём последний существенно потерял в объемах.

    "На данные сегменты в значительной степени повлиял уход зарубежных игроков, а также регуляторный фактор. Для сегмента маркетинга и рекламы это новые требования о маркировке, а для сегмента цифрового контента - инициативы, направленные на регулирование контента", - отметил Гребенников.

    Рост рынка в таком объеме стал неожиданным для всех экспертов, отмечает директор по аналитике АНО "Цифровая экономика" Карен Казарян.

    Объем сегмента интернет-рекламы и маркетинга в 2022 году составил 389,2 млрд руб. и сократился на 10% относительно 2021 года. В отчете отмечается, что доходы агентств снизились, но экосистемные игроки (прежде всего - Яндекс и VK) смогли нарастить рекламную выручку. Рекламные размещения в соцсетях сконцентрировались во ВКонтакте и мессенджерах.

    Рынок электронной коммерции в России в 2022 году Фото: РАЭК

    "В середине 2022 года рекламодатели требовали показать возможности и инструменты для размещения рекламы. Крупные иностранные игроки ушли и появилось желание инвестировать в любые инструменты. Правила игр и ландшафт рынка поменялись. Любые медийные сервисы получили шанс по-новому монетизироваться", - говорит Борис Омельницкий, директор по стратегическим исследованиям Яндекса.

    11 421,2 млрд руб. - объём сегмента электронной коммерции в 2022 году. Рост сегмента составил 32% относительно 2021 года. При этом больше всего вырос рынок услуг в интернете - 35% и составил 1 701,5 млрд руб. Самым большим оказался сегмент онлайн-ритейла (без учета рынка доставки готовой еды и продуктов питания, а также трансграничной торговли), он составил 3 949,5 млрд руб.

    Самые востребованные сейчас IT-специалисты - это программисты и разработчики. Также очень нужны "белые" хакеры

    Объем инфраструктурного сегмента равнялся 300,3 млрд руб. Сегмент вырос на 47% относительно 2021 года. Самым заметным стал рынок инфраструктуры (облачный хостинг, IaaS, PaaS) - 258,9 млрд руб. Здесь зафиксирован рост на 52%. Это обусловлено уходом иностранных игроков и необходимостью инвестиций в инфраструктуру. При этом, отмечают авторы исследовании, стоимость доступа в интернет в России остается одной из самых низких в мире, несмотря на рост тарифов. Скорость доступа в интернет продолжает расти, но разрыв со странами-лидерами увеличивается.

    Динамика сегмента электронной коммерции Рунета Фото: РАЭК

    Самое яркое падение - в сегменте цифрового контента. Падение составило -52% относительно 2021 года. Здесь ключевая роль - в уходе крупнейших западных онлайн-платформ, игровых сервисов и музыкальных стримингов. Объём сегмента в 2022 году составил 73,6 млрд руб. Впрочем, авторы исследования оставляют возможность того, что все не так плохо, просто значительная часть платежей ушла в серую зону.

    Большое внимание уделено кадровому голоду в IT-отрасли, отмечает глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко. По его словам, к началу декабря 2022 года рост числа резюме составил 66% относительно первой недели 2022 года. Самая востребованная сегодня IT-специальность - это программист и разработчик. "Неожиданно мощно выстрелил спрос на разработчиков приложений для отечественных операционных систем - 53% для "Авроры" и 9% для Kaspersky OS. Так же чрезвычайно востребованы белые хакеры и специалисты по инфобезопасности", - сообщил Плуготаренко.

    Особо было отмечено, что порядка 100 тыс российских IT-специалистов работали за границей к концу 2022 года. При этом, как следует из данных Минцифры, 80% из них работали из дружественных стран на российские компании. "А уже к февралю 2023 года 60% из них вернулись в Россию", - заявил Плуготаренко.

    Что же касается перспектив, то по прогнозам аналитиков РАЭК, в 2023 году экономика Рунета вырастет на 15,8 трлн рублей, рост составит 29%.

    Поделиться