"Получаем координаты с передка, вылет, возврат, дозаправка и снова вылет": как экипажи вертолетов Ка-52 выполняют задачи в ходе СВО
Встреча с героями публикации прошла прямо на взлетной площадке, под гул винтов и рев двигателей автомобилей обеспечения. Вертолет Ка-52 с расписанной под дракона кабиной техники готовили к очередному боевому вылету.
- Позывной "Отец". Вылетали по запросу пехоты. Работали по двум единицам бронетехники. Одну уничтожили. Затем работали по пехоте: огнем уничтожили часть группы противника, а остальные отступили. График работы у нас плотный: получаем координаты с переднего края, вылет, возвращаемся, дозаправка топливом и боекомплектом и снова вылет, - рассказал командир экипажа.
Эффективность боевого вылета оценивается с помощью объективного контроля - видеозаписи, которая ведется в полете. На видео можно увидеть не только след после пуска ракеты, но и трассеры из скорострельной 30-миллиметровой пушки. Отметим, что орудие изначально создавалось для боевой машины пехоты БМП-2, но прекрасно вписалось в конструкцию вертолета. Конструкторам удалось разместить ее основную часть точно по центру тяжести Ка-52, что обеспечило максимальную устойчивость при стрельбе и высокую точность. К примеру, при стрельбе на дальность четыре километра снаряды летят без рассеивания и попадают в цель.
Тем временем, не обращая ни на кого внимания, оружейники аккуратно снаряжали пусковые установки с неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и крепили управляемые ракеты "Вихрь". Эти ракеты имеют тандемную кумулятивную боевую часть бронепробиваемостью 900 миллиметров. Кроме того, после начала спецоперации Ка-52 получил еще более мощную управляемую ракету, известную как "Изделие 305", которая на дистанции 14 километров может попадать в открытую форточку.
- Всего на внешней подвеске вертолет способен нести до двух тысяч килограммов боевой нагрузки. Для сравнения: боекомплект танка - около 300 килограммов, а у нас две тонны. Именно за такое мощное вооружение машину называем "Аллигатор", - объяснил один из техников.
Кроме того, грозный вертолет имеет соосную винтовую схему, что позволяет ему активно маневрировать в воздухе. Например, в полете Ка-52 может развернуться вокруг своей оси на 360 градусов или лететь боком. У него превосходные характеристики по вертикальной скороподъемности - более 20 метров в секунду. Благодаря маневренности вертолетчики в зоне специальной военной операции могут летать на бреющей высоте от 50 до десяти метров. И это не воздушное хулиганство, а средство борьбы с зенитчиками противника. Украинские радары не видят цель, а от ПЗРК защищают так называемые "яйца жизни" - бортовые комплексы радиоэлектронной борьбы.
И еще, кабина и основные узлы вертолета бронированы. Ка-52, кстати, единственный в мире вертолет, имеющий катапультные кресла, и они уже спасли несколько экипажей.
Проблемой создания реактивно-парашютных средств спасения для экипажей вертолетов в СССР начали заниматься с 1972 года. Впервые реактивно-катапультные кресла К-37-800 были установлены на опытный вертолет Ка-50 в конце 1980-х годов. Перед катапультированием по команде пилота с помощью пиропатронов отстреливались лопасти несущего винта. Через доли секунды отстреливалась крыша кабины, затем с помощью буксировочной ракеты выстреливалось кресло пилота. И только после этого раскрывался спасательный парашют.
В марте прошлого года экипаж майора Романа Кобца и капитана Ивана Болдырева вылетел на прикрытие наземных войск. Огнем с земли Ка-52 был подбит, и тогда летчики впервые в мировой практике покинули машину при помощи реактивно-катапультной системы. На земле пилоты вступили в бой с националистами и были спасены эвакуационной группой.
- Пользуясь случаем, хочу поблагодарить конструкторов и рабочих. Вертолет очень и очень надежно защищен. Бортовой комплекс обороны Л-370 "Витебск" сделал нашу машину практически неуязвимой для зенитных ракет противника. К примеру, недавно по нам зенитно-ракетный комплекс "Оса" работал. Устройство РЭБ его обнаружило в автоматическом режиме и по речевому информатору сообщило об атаке зенитной ракетой и назвало тип комплекса. А после станция подавления Л-370 ослепила головки самонаведения зенитных ракет, и они нас потеряли, - рассказал командир экипажа с позывным "Отец".