издается с 1879Купить журнал

"Пожри, огонь, сочинения!.."

"Огненные призывы" Йозефа Геббельса в Германии 1933 года сопровождали массовое публичное сожжение книг

С 12 апреля по 10 мая 1933 г. в некогда знаменитых на всю Европу университетах Германии, в которой к власти пришли национал-социалисты Адольфа Гитлера, прошла пропагандистская "Акция против негерманского духа". Она началась с "12 тезисов против негерманского духа" и закончилась "огненными призывами" к сожжению книг.

Культура по доктору Геббельсу

На ритуальном огне закалялись основы новой нацистской культуры, оплотом которой были призваны стать немецкие университеты. Ранее свободное академическое сообщество Германии втискивалось в прокрустово ложе нацистской унификации образования, науки и культуры. Так весной 1933 г. было положено начало расово-идеологической войне, которая стала характерной чертой нацистского управления страной.

Й. Геббельс на политическом митинге. 1932 г.

Под культурой национал-социалистские "фюреры" понимали совокупность людей и организаций, занятых созданием произведений искусства, научной продукции и образования. Культура, по их представлениям, являлась частью государственной идеологии, фундамент которой составляла система неких "национальных единств". Эта система основывалась не на объективной реальности, а на политических мифах - о "высшей" ("арийской") расе, "корпоративном государстве", "германском народном сообществе", "национальном социализме", "всемирном еврейском заговоре"1.

Нацистская идеология отводила ведущее место "здоровой" народной немецкой культуре, противопоставляя ей "антинародную", "дегенеративную" культуру, "выродившуюся под влиянием евреев".

Имперский министр народного просвещения и пропаганды доктор философии Йозеф Геббельс выражался так: "Культура - типично немецкое понятие, которое иностранцы только цитируют. Для нас, немцев, культура означает область духовных и художественных творений, ощущений, восприятий, благодаря которой мы все идем вперед к высшим достижениям цивилизации"2.

Символом нацистского отношения к культуре стало высказывание, приписываемое Геббельсу: "Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет". Это цитата из пьесы нацистского драматурга Ганса Йоста (1890-1978) "Шлагетер", написанной в 1933 г. Эти слова в пьесе произносит студент Фридрих Тиманн, боевой товарищ студента Лео Шлагетера. Реальный Шлагетер, бывший офицер кайзеровской армии, сражался против французов. В 1923 г. во время франко-бельгийской оккупации Рура он устроил крушения поездов на вокзале Хюгель в Эссене и на железнодорожном мосту у Калькума; был судим и расстрелян французами как террорист и диверсант. Нацистская пропаганда при участии литератора Йоста сделала из Шлагетера "мученика за идеалы национал-социализма". В Третьем рейхе Шлагетер стал культовой фигурой, его именем были названы корабль и пехотная дивизия вермахта3.

Вспоминая Мартина Лютера

У пьесы Йоста "Шлагетер" было посвящение: "Написано для Адольфа Гитлера, с трепетным благоговением и неизменной преданностью". На премьере спектакля в 1933 г. в Берлине присутствовал Геббельс4.

Сожжение книг на Оперной площади. Берлин. 10 мая 1933 г.

В 1933 г. после прихода Гитлера к власти Йост сменил Генриха Манна на посту президента Академии немецкой культуры, а также возглавил Прусский государственный театр. С 1935 г. он был также президентом имперской литературной палаты и имперской театральной палаты.

Академия немецкой культуры, литературная и театральная палаты во главе с Йостом установили идеологический контроль за всем литературным процессом в Третьем рейхе. Специальные инструкции предписывали писателям работать в жанрах патриотической прозы, партийной и расовой литературы. От литераторов требовалось опираться на германский фольклор, пропагандировать национализм, возвеличивать нордическую расу, подчеркивать биологическое превосходство арийцев над "неполноценными народами". В литературе и искусстве насаждались нацистские идеалы, культ вождя, теория "крови и почвы", "вечные германские ценности". От искусства требовалось, чтобы оно было героическим, реалистическим, жизнерадостным, оптимистическим, воспитывающим молодежь в нацистском духе.

В 1933 г. немецкой словесности, по словам Йоста, требовалась "решительная чистка": "Перековка, требуемая национал-социалистической революцией, не могла бы быть осуществлена просто за письменными столами. Молодой задор революции постучался и в храм муз. Вот почему сразу после захвата власти так необходима была самая решительная чистка нашей словесности от чуждых элементов, которые одновременно являются и элементами подрывными"5.

Символом этой "чистки" и стало сожжение "неправильных" книг. Предание книг огню встраивалось новыми гитлеровскими варварами в немецкую историко-культурную традицию. Ритуал сожжения книг должен был напоминать о публичном сожжении Мартином Лютером папской буллы в 1520 г., о костре из "негерманских" книг на Вартбургском празднестве, устроенном немецким студенчеством в 1817 г. по случаю 300-летия начала Реформации и четвертой годовщины Битвы Народов под Лейпцигом. Очищение университетов от "еврейского духа" полностью соответствовало призывам из антисемитских памфлетов Лютера6.

Готический шрифт только для немцев

"Акцию против негерманского духа" провела нацистская молодежная организация Немецкий студенческий союз. В университетах создавались студенческие "комитеты по борьбе с негерманским духом". Их целью было избавиться от неугодных профессоров, "очистить" библиотеки от произведений, не соотносящихся с нацистской идеологией.

Листовка "12 тезисов против негерманского духа".

Во всех университетах были расклеены "12 тезисов против негерманского духа", напечатанные крупным красным готическим шрифтом:

"1. Язык и письменность коренятся в народе. Немецкий народ несет ответственность за то, чтобы его язык и его письменность оставались бы чистым и нефальсифицированным выражением его народности.

2. Сегодня усилилось противоречие между литературой и немецкой народностью. Это состояние - позор.

3. Чистота языка и написанного зависит от тебя! Твой народ передал тебе язык для сохранения.

4. Наш опаснейший враг - еврей и тот, кто у него в кабале.

5. Еврей может думать только по-еврейски. Если он пишет по-немецки, он лжет. Но и немец, который пишет по-немецки, а думает не по-немецки, кроме того, бездумен, и не знает своей задачи.

6. Мы хотим искоренить ложь, заклеймить предательство. Вместо очагов бездумия мы хотим создать для студенчества очаги дисциплины и политического воспитания.

7. Мы хотим обращаться с евреем как с чужим, а нашу народность принимать всерьез. Поэтому мы требуем от цензуры:

- произведения евреев должны быть только на еврейском языке. Если они выходят на немецком языке, то их следует рассматривать как переводы.

- строжайше запретить евреям использовать готический шрифт. Готический шрифт только для немцев. Ненемецкий дух должен быть искоренен из немецкой книжной торговли.

8. Мы требуем от немецких студентов проявить волю и способность к самостоятельному мышлению и принятию решений.

9. Мы требуем от немецкой молодежи чистоты немецкого языка.

10. Мы требуем от немецких студентов проявить волю и способность преодолеть еврейский интеллектуализм и связанные с ним либеральные проявления, ведущие к упадку немецкой культурной жизни.

11. Мы требуем отбора студентов и профессоров по стойкости их приверженности мышлению в немецком духе.

12. Мы требуем, чтобы немецкая высшая школа стала оплотом немецкой народности и полем битвы за немецкий дух.

Немецкий студенческий союз"7.

Активисты Немецкого студенческого союза требовали немедленного выполнения закона от 7 апреля 1933 г., в соответствии с которым государственные служащие обязательно должны были иметь арийское происхождение. Этот закон затрагивал и университеты, поскольку ординарные профессора являлись чиновниками. Молодые нацисты бойкотировали и срывали занятия преподавателям еврейского происхождения, требуя их увольнения.

От Ремарка до Ильфа и Петрова

Начиная с 26 апреля 1933 г. в Германии происходил повсеместный сбор книг для сожжения на основании "черных списков", составленных по заданию Немецкого студенческого союза 29-летним берлинским библиотекарем, членом гитлеровской партии Вольфгангом Херманом. Книги, подлежащие уничтожению, изымались из частных и публичных библиотек, конфисковывались из книжных магазинов.

Студенты уничтожают "негерманские" сочинения и книги. 10 мая 1933 г.

Всего в "черные списки" нацистов попали труды более 300 авторов. В них были включены как произведения еврейских писателей, так и любые тексты, чуждые нацистской идеологии. 9 мая 1933 г. отдел прессы и пропаганды Немецкого студенческого союза выпустил циркуляр, в котором на местах позволялось произвольно расширять списки сжигаемых книг. Циркуляр содержал и "обязательный" список из 15 авторов: Георг Бернгард, Теодор Вольф, Эрнст Глезер, Карл Каутский, Альфред Керр, Эрих Кестнер, Эмиль Людвиг, Генрих Манн, Карл Маркс, Карл фон Осецкий, Эрих Мария Ремарк, Курт Тухольский, Фридрих Вильгельм Ферстер, Зигмунд Фрейд, Вернер Хегеман.

В "расширенные" списки на сожжение вошли Генрих Гейне, Томас Манн, Бертольт Брехт, Стефан Цвейг, Лион Фейхтвангер, Эрнест Хемингуэй, Джек Лондон, Ярослав Гашек, Владимир Маяковский, Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Зощенко, Максим Горький, Илья Эренбург и другие писатели.

"Век извращенного еврейского интеллектуализма закончился. Новая революция открыла путь к торжеству германского духа. Прошлое сгорает в пламени, будущее нарождается в наших сердцах!" - так вдохновлял Геббельс юных варваров. Ведомство Геббельса и Немецкий студенческий союз подготовили "огненные призывы", сопровождавшие сожжение книг:

1. "Против классовой борьбы и материализма! За народность и идеалистическое мировоззрение. Я предаю огню писания Маркса и Каутского.

2. Долой декадентство и моральное разложение! Упорядоченному государству - порядочную семью! Я предаю огню сочинения Генриха Манна, Эрнста Глезера и Эриха Кестнера.

3. Возвысим голос против уклонистов и политических предателей, отдадим все силы народу и государству! Я предаю огню сочинения Фридриха Ферстера.

4. Нет растлевающей душу половой распущенности! Да здравствует благородство человеческой души! Я предаю огню сочинения Зигмунда Фрейда.

5. Нет фальсификации отечественной истории и очернительству великих имен, будем свято чтить наше прошлое! Я предаю огню сочинения Эмиля Людвига и Вернера Хегемана.

6. Нет антинародной журналистике демократически-еврейского пошиба в годы национального восстановления! Я предаю огню сочинения Теодора Вольфа и Георга Бернгарда.

7. Нет писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодежи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка.

8. Нет засорению и уродованию родного немецкого языка. Крепите заботу о языке - величайшем сокровище нашего народа. Пожри, огонь, сочинения Альфреда Керра.

9. Против наглости и высокомерия, за уважение и благоговение перед бессмертным немецким народным духом! Пожри, огонь, сочинения Тухольского и Осецкого!"8

"У нас нет папы, у нас есть фюрер!"

Профессор кафедры философии и политической педагогики Берлинского университета Альфред Боймлер, один из основателей нацистского Союза борьбы за немецкую культуру, в лекции 10 мая 1933 г. призвал присоединиться к демонстрации "нового народного духа" на Опернплац, где уже были заготовлены книги для сожжения. "Начинается новая эпоха. Эпоха Средневековья, эпоха душевной привязанности и духовного руководства осталась позади нас. Мы больше не признаем власти, которая является одновременно духовной и политической, у нас нет папы, у нас есть фюрер!" - учил студентов профессор Боймлер9.

Только в Берлине 10 мая 1933 г. было уничтожено более 20 000 книг. "Неправильные" книги сжигали в 18 университетских городах Германии. Единственным университетом, где на официальном уровне был заявлен отказ в проведении "Акции против негерманского духа", был Тюбинген.

Для большинства деятелей немецкой культуры, современников этих событий, жизнь была поделена на "до" и "после" 10 мая 1933 г. Томас и Генрих Манны, Ремарк, Брехт, Тухольский, Лион Фейхтвангер, Бертольт Брехт, Арнольд Цвейг, Оскар Мария Граф, всего более 250 известных немецких писателей эмигрировали из Германии. Погиб в нацистском концлагере Карл фон Осецкий. Мария Ляйтнер, Иоахим Рингельнац умерли от голода.

Были и немецкие интеллектуалы, поддержавшие нацистский режим: известный писатель Ханс Гримм, лирический поэт Готфрид Бенн, лауреат Нобелевской премии Герхард Гауптман, знаменитый философ Мартин Хайдеггер. Но это были скорее исключения из правила.

Мемориал сожжению книг в 1933 году. Площадь Рёмерберг. Гессен. Германия.

Преподавание естественных наук, которым в течение многих поколений славилась Германия, быстро пришло в упадок. Уволили или заставили уйти в отставку таких ученых, как физики Эйнштейн и Франк, химики Габер, Вильштеттер и Варбург. Из тех, кто остался, многие были заражены бредовой нацистской идеологией и пытались приложить ее к науке. Они стремились преподавать "немецкую физику", "немецкую химию" и "немецкую математику". В 1937 г. вышел в свет первый номер журнала "Немецкая математика". В редакционной статье провозглашалось: любая идея, утверждающая, что математика может рассматриваться вне расовой теории, "несет в себе зародыш гибели немецкой науки".

Директор института физики в Дрездене Рудольф Томашек, разоблачая "еврейскую физику", писал: "Современная физика есть орудие мирового еврейства, призванное уничтожить нордическую науку... Истинная физика есть создание немецкого духа... По существу, вся европейская наука есть плод арийской или, точнее, германской мысли".

Университеты и научные институты, по определению профессора Рёпке, запятнали славную историю немецкой науки и стали "сценой проституирования убеждений"10. Результаты нацификации культуры, образования и науки в Третьем рейхе оказались для Германии катастрофическими.

  • 1. Хавкин Б.Л. Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии. Антинацистское Сопротивление немецких евреев. М., 2018. С. 19-77.
  • 2. Есипов В.В. Политика германского фашизма в области культуры в 1929-1945 гг. Автореф. Дис. ... докт. ист. наук. М., 1998. С. 16-17.
  • 3. Бороздинова З.В. Репертуарная стратегия берлинских драматических театров (1933-1944). Дис. ...канд. иск. М., 2022. С. 56.
  • 4. Hans Johst s Nazi Drama Schlageter. Stuttgart, 1984.
  • 5. Johst H. Standpunkt und Fortschritt // Reihe: Schriften an die Nation. Bd. 58. Oldenburg, 1933.
  • 6. Хавкин Б.Л. Наследие Мартина Лютера и еврейский вопрос в современной Германии // Современная Европа/ 2019, N 4. С. 174-184.
  • 7. Федеральный архив ФРГ - BArch NS 38/2415. Цит. по: https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_de&dokument=0207_gei&object=translation&l=de (дата обращения 27.01.2023).
  • 8. 10. Mai 1933. Bcherverbrennung in Deutschland und die Folgen. Frankfurt am Main, 1983. S. 115.
  • 9. Женин И.А. "Акция против негерманского духа" 1933 г. как коммеморативный ритуал // Вестник РГГУ. Серия "История. Филология. Культурология. Востоковедение". 2018. N 10 (43). С. 148.
  • 10. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. Т. 1. М., 1991. С. 288-291.