На обилие вывесок на английском в центре Краснодара еще в феврале обратил внимание мэр Евгений Наумов во время объезда городских улиц. "В Лондоне, Вашингтоне, наверное, нет 90 процентов вывесок на русском языке. Проработайте этот вопрос", - поручил он тогда подчиненным.
Три месяца шла кропотливая работа. Причем изменения в Правила благоустройства вносились с учетом пожеланий жителей. , которые были озвучены на публичных слушаниях. И вот на состоявшемся в понедельник заседании депутаты утвердили внесенные изменения. Мэр Евгений Наумов в своем Телеграм-канале назвал это знаковым событием. "Объем изменений серьезный, - написал он. - Депутаты поддержали запрет на оформление вывесок на иностранных языках, за исключением зарегистрированных товарных знаков".
Кроме того, внесли изменения, определяющие требования по размеру и правилам размещения вывесок на фасадах офисных зданий, торговых центров и многоквартирных домов, а также к шрифту и цветовому оформлению нанесенных на них надписей. Изменения вступят в силу уже с 1 сентября и коснутся в том числе вывесок, остановок и нестационарных торговых объектов. Владельцы магазинов, находящихся в границах исторического центра города и на магистральных улицах, должны будут привести внешний вид объектов в порядок до 1 марта 2024 года, а остальные до 1 сентября следующего года.
Использовать иностранный логотип или надпись в названии могут только те компании, которые зарегистрировали это слово в качестве товарного знака. По мнению Евгения Наумова, обновленный документ позволит привести архитектурный облик краевой столицы к единому стилю.
Кирилл Застрожный, директор Пензенской картинной галереи:
- В любой уважающей свою культуру стране мира вы не встретите такого засилья иностранных слов на улицах. Бывает, смех разбирает, когда видишь в деревне название магазина на английском, а там кроме хлеба и картошки ничего больше нет. Не будут нас уважать до тех пор, пока мы сами не научимся любить и беречь свою культуру.
Марина Порошина, драматург, Екатеринбург:
- Обидно, что в вожделенной Европе уже не первый год вылавливают русские названия, русские блюда в меню, не говоря уже о памятниках или произведениях искусства. А мы все стоим в полупоклоне, зазывая нашу так и не попавшую в Европу Дуньку: добро пожаловать, мадам, ваша Party starts here, а мусью вашему поможем Make life a ride. Смех разбирает, когда читаешь такую новость: "Из-за аварии и отключения воды были временно закрыты заведения на гастроулице Пушкина Cibo, Izakaya, Georgia Armenia, Pushkina 4 и Marlerino".
Это точно про Екатеринбург?
Но вот сколько англоязычных людей в день проходят по проспекту Ленина в Екатеринбурге мимо оперного театра? Пальцев на одной руке точно хватит. Тогда почему на афишной витрине красуется Ural Opera Ballet - логотип, созданный для "визуальной коммуникации с тем потребителем, в котором заинтересован театр", как поясняет один из авторов логотипа.
Инициатива краснодарцев - не единственная инициатива по защите русского языка. Недавно в Госдуму внесли еще одну - о запрете использования в рекламе алфавитов, созданных не на основе кириллицы. По словам авторов документа, это поможет защите кириллического письма и очищению русского языка от избыточных заимствований? Поживем - увидим.
Кирилл Савин, предприниматель, Нижний Тагил:
- А мне кажется, иницитива краснодарцев - пустая затея, все англоязычные названия давно стали частью нашей культуры и языка. Смешно будет, если на утро проснемся, а все вывески переведены на русский. И самое главное, а кто подумал о предпринимателях? Во что им обойдутся все эти языковые кульбиты. Разработать логотип, привлечь дизайнеров, заказать новую вывеску - все это стоит денег. Сегодня денег у бизнеса и без того не густо, а тут новые требования. В итоге затраты лягут просто на плечи потребителей. Бороться с засильем иностранных слов нужно популяризацией родного русского, но никак не запретами.
Подготовили Елена Мационг, Наталья Саванкова