Отец Владимир, что скажете о номинантах этого года? Обычно в лауреаты премии - волнами - попадают то очень крупные художники - Юрий Кублановский, Олеся Николаева, Михаил Тарковский, то писатели с хорошими, но "местными" именами, к которым не привязано внимание всей России. Или с достижениями времен еще советского прошлого.
Протоиерей Владимир Вигилянский: Можно по-разному относиться к лауреатам Патриаршей премии, год на год не приходится, но в основном это известные люди, чьи имена важны в культуре.
В этом году у меня в конкурентах большие писатели, и мне как-то из-за этого даже неловко. Это и поэт Светлана Кекова, и писатель-богослов Александр Дворкин, и писатель Вячеслав Бондаренко из Минска, которого многие знают по его экранизированному роману "Ликвидация", но вообще-то он очень хороший церковный писатель. Когда вокруг такие замечательные имена, то не важно, получишь ты премию или нет. Большая честь уже быть среди этих людей.
В прошлом году я очень переживал за Игоря Волгина. Но так бывает, что наши фавориты могут и не пройти, и мы об этом, конечно, очень жалеем. Но в целом факт жесткого отбора сама по себе неплохая вещь.
Если не обращать внимания на ту часть публики, которая автоматически настроена на вытеснение церкви из зоны культурного влияния, то мне кажется, что Патриаршая литературная премия заняла свое место на премиальном Олимпе. И в первую очередь из-за последовательной позиции - поддерживать в литературе традиционные, нравственные ценности.
Протоиерей Владимир Вигилянский: Я считаю так же. К сожалению, сегодня в культуре, в искусстве у нас пропали, обесценились институты экспертов. А границы искусства и культуры настолько расширились, что туда впихиваются всякого рода хулиганства. А когда хулиганов арестовывают за их хулиганские действия, это сразу объявляется нападками на культуру. Классический же подход к культуре и искусству всячески дискредитируется. Но Патриаршая литературная премия как раз сориентирована на классические принципы. Таких премий вообще-то должно быть много. Но слава Богу, что есть Патриаршая.
Вы подали на премию свой "Русский ключ"?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Да, это жанр эссе. Он имеет свои устойчивые права. Так называемые утилитарные жанры - письма, дневники, записные книжки - немало значат в нашей и мировой культуре. "Опыты" Монтеня или записки и ораторские труды Черчилля, за которые он получил Нобелевскую премию, - прекрасные тому примеры. Так что я решился выступить с таким нон-фикшн жанром.
Премия честная, на жюри никто не давит?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Думаю, что одна из самых честных. Во время ее присуждения жюри голосует прямо на глазах у всей публики. А те, кто подсчитывает голоса, сидят на сцене. Так что никакого административного надзора нет. Но, зная кухню всего этого, могу сказать, что победы все хотят разным авторам, но у нас и союзы писателей самые разные, и вкусовые пристрастия у разного рода жюри. Поэт Олеся Николаева, моя матушка, была главой и членом жюри Букера и многих других премий и на себе не раз испытала борьбу разных групп за то, чтобы победили те, кому они симпатизируют. И это разница вкусов не менее важна, чем разница политических или идеологических позиций, и от нее никуда не деться.