Штурмовики из Поднебесья: какие боевые самолеты и вертолеты оказывают воздушную поддержку войскам в зоне СВО
Су-25 имеют репутацию настоящего воздушного бойца, обладающего потрясающей живучестью. Неоднократно отмечались случаи возвращения этих самолетов на свои аэродромы с буквально развороченными фюзеляжами. Штурмовик имеет мощное вооружение. В его корпус встроена двуствольная 30-мм авиационная пушка ГШ-30-2. Под крыльями десять узлов подвески дополнительного вооружения. Это прежде всего управляемые и неуправляемые ракеты, а также авиабомбы.
Уже в ХХI веке была проведена глубокая модернизация штурмовика. Фактически конструкторам удалось создать машину нового поколения - Су-25СМ3. На самолет установили новое бортовое радиоэлектронное оборудование, причем исключительно отечественной разработки и производства. Это позволило применять более современные ракеты, а также корректируемые авиабомбы.
Появилась возможность поражать не только все типы наземных целей, но даже вести воздушный бой. Широкий диапазон скоростей - от почти тысячи до ста километров в час без сваливания в штопор и новая система боевого управления сделали его почти идеальным истребителем дронов. Су-25СМ3 может стремительно выходить в район нахождения вражеских беспилотников, затем, снизив скорость, поражать их либо пушечным огнем, либо ракетным.
В результате всех нововведений боевая эффективность нового-старого самолета увеличилась почти в три раза. Так что "летающие танки", вступившие в строй сорок лет назад, совсем не устарели, они еще послужат.
Также в зоне СВО работают вертолеты Ми-24 и их глубокая модернизация - Ми-35. Ми-24, которые еще называют "крокодилами", впервые, как и Су-25, показали свои возможности еще в Афганистане 40 лет назад. С тех пор остаются в строю и воюют вполне успешно.
Ми-28Н "Ночной охотник" унаследовал от предшественника Ми-24 хорошую защиту. Кабина экипажа сделана из алюминиевой брони толщиной 10 мм. Для усиления защиты на броню наклеены специальные керамические плитки толщиной 16 мм. Лобовые бронестекла имеют толщину 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей - толщину 22 мм.
Вооружение Ми-28Н достаточно разнообразно. Это расположенная в носовой части подвижная пушечная установка НППУ-28 с мощным орудием 2А42 калибра 30 мм. Боезапас пушки - 250 снарядов.
На внешних балочных держателях имеются четыре точки подвески, на которых можно разместить управляемые ракеты и блоки для неуправляемых ракет различных калибров, а также авиабомбы калибром до 500 кг.
Особо стоит сказать о вертолете Ка-52 "Аллигатор". Опыт его применения в спецоперации показал, что он реально лучший боевой вертолет в мире. Некоторые летчики даже утверждали, что "Аллигатор" вообще изъянов не имеет и является почти идеальной боевой винтокрылой машиной.
Это единственный в мире боевой армейский вертолет с соосной схемой несущих винтов. Ка-52 - единственный в мире вертолет, имеющий катапультные кресла. И они уже спасали жизни летчиков. Экипаж - два человека, пилот и оператор вооружения, он же штурман, но управлять машиной могут оба.
Вооружение "Аллигатора" почти аналогично тому, что несет "Ночной охотник". Правда, боекомплект 30-мм пушки 2А42 - 470 снарядов, что вдвое больше, чем у Ми-28Н. Да и с точностью пушечной стрельбы Ка-52 не может сравниться ни один отечественный, тем более зарубежный боевой вертолет. К примеру, при стрельбе на дальность в четыре километра снаряды летят без рассеивания ровной цепочкой и попадают в "десятку".
Штурмовики Су-25 и боевые вертолеты надежно поддерживают с воздуха действия наших войск на земле.