Вуз - получатель специальной части гранта по треку "Территориальное и (или) отраслевое лидерство", который направлен на укрепление кадрового и научного потенциала, создание технологий и наукоемких продуктов, интеграцию в реальный сектор экономики.
Как считает кандидат политических наук, профессор, проректор по развитию Артем Мальгин, благодаря "Приоритету" МГИМО начал крупнейшую за последние тридцать лет качественную реформу образования, стартовали институциональные изменения. Об этом наш сегодняшний разговор.
Артем Владимирович, как вы могли бы в целом охарактеризовать работу в рамках государственной программы? Что она означает для МГИМО?
Артем Мальгин: "Первое - делись!" - мы взяли для себя этот девиз в рамках работы в "Приоритете". Есть много нишевых, хороших вузов, которые не могут попасть в этот проект по объективным показателям. В этой ситуации МГИМО пошел по пути создания консорциумов как с крупными, так и с небольшими специализированными вузами. Мы продолжаем развивать сотрудничество со Ставропольским и Кубанским аграрными университетами (СтГАУ и КубГАУ) и работаем над созданием сетевых бакалаврских программ по аграрной экономике, а совместно с СтГАУ планируем запуск программ в сфере туризма. В сетевой форме с АНО ВО "Универсальный университет" в новом учебном году мы начинаем реализацию программы бакалавриата "Менеджмент в креативных индустриях", направленную на подготовку экспертов в области цифрового маркетинга и коммуникаций. Также МГИМО развивает сотрудничество в формате консорциумов с Камчатским государственным университетом им. Витуса Беринга (КамГУ), Северным (Арктическим) федеральным университетом (САФУ) и Оренбургским государственным университетом (ОГУ).
Второе - привлекай! Мы понимаем, что не закроем потребности МГИМО собственными силами. Поэтому сегодня появляются консорциумы с Национальным исследовательским институтом мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова (ИМЭМО РАН). В этом году участниками наших консорциумов становятся Институт Африки, Институт востоковедения и небольшие учреждения РАН зачастую с региональной привязкой.
Третье - распространяй! Это относится к знаниям. Для нас самым показательным за 2022 год было усилие по направлению дополнительного профессионального образования в аграрных регионах. В 2023-м мы начали проект по обучению аграрных вузов международным компетенциям.
Четвертое - реформируй! Все наши нацпроекты - это проекты, без которых вузы не станут успешными, один из таких - "Цифровые кафедры", который мы реализуем совместно со школой программирования Сбера.
Какие уже проекты удалось реализовать по линии укрепления кадрового и научного потенциала?
Артем Мальгин: Мы не только ведем работу по дальнейшему развитию традиционных направлений, с которыми ассоциируется МГИМО, но и развиваем совершенно новые образовательные специальности, действуя в траектории "Mgimo beyond diplomacy", обозначенной нами еще в 2019 году. "Приоритет" придал этому намерению особый импульс. Мы кардинально расширили портфель основных образовательных программ, создали восемь новых программ. В 2022 году запущены новые образовательные программы бакалавриата - "Большие данные и моделирование международных отношений" совместно с ИМЭМО РАН, "Туризм и индустрия гостеприимства", "Цифровая торговля", магистратуры - "Анализ данных и динамика международных процессов" совместно с Институтом системного программирования РАН, "Туризм и индустрия гостеприимства", "Правовое регулирование цифрового развития", "Менеджмент устойчивого развития".
Кроме того, МГИМО стремится создать на своей базе хаб мирового уровня в области международных исследований, академической дипломатии и международных гражданских диалогов. С этой целью мы модернизируем уже существующие и создаем новые лаборатории, к работе которых мы привлекаем как уже зарекомендовавших себя исследователей, так и студентов и аспирантов профильных направлений, что дает нам возможность параллельно воспроизводить кадры для этих лабораторий.
О каких лабораториях идет речь?
Артем Мальгин: На данный момент на базе МГИМО открыты 7 центров исследований: лаборатория "Стратегия, статус и этика в международном обществе", лаборатория "Международно-правовые исследования", лаборатория "Субъектное измерение политических процессов регионального и национально-государственного уровня: отечественный и зарубежный опыт", лаборатория "Наука и университеты в зеркале социальных институтов", лаборатория "Новые тренды в международных финансах", лаборатория нейромаркетинга, центр японских, корейских и монгольских исследований.
Сейчас много говорят о модернизации образовательных программ. Происходят ли какие-то трансформационные процессы в духе времени в подходах к структурированию программ?
Артем Мальгин: МГИМО активно внедряет систему так называемых "майноров" и индивидуальных образовательных траекторий, которые представляют собой блок из нескольких взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки на втором и третьем курсах бакалаврских программ. Это дает возможность учащимся изучать что-то совершенно новое, кардинально отличающееся от их специальности. Например, это позволило создавать перекрестные майноры с программами магистратуры и MBA МГИМО по управлению в сфере культуры и искусства, территориальному развитию, спортивному менеджменту, управлению в индустрии моды.
В "Приоритете" большой блок приходится на прикладную науку. Есть ли уже какие-нибудь промежуточные результаты по направлению создания технологий и наукоемких продуктов в МГИМО?
Артем Мальгин: Мы сосредоточили свои усилия на создании информационно-аналитических систем (ИАС) по четырем направлениям: исследование политических процессов и прогнозирование, экспорт и импорт продукции агропромышленного комплекса, систематизация данных и анализ перспектив развития туристской сферы в регионах России. Эти системы имеют прикладной характер, а наша цель - интегрировать их в реальные сектора экономики.
Могли бы привести пример работы таких систем? Вы создаете их исключительно собственными ресурсами?
Артем Мальгин: В проектах у нас есть как академические, так и корпоративные партнеры. Например, совместно с Высшей школой экономики мы создаем систему "Политический атлас современного мира 2.0", которая позволяет проводить исследование детальных характеристик государств, определяющих их положение в системе современного миропорядка. Алгоритм работы системы подразумевает сбор эмпирических и иных данных, формирование единой базы знаний проекта, анализ прецедентов определения места и влияния государств, использованных в международной и отечественной науке, выявление лучших практик и подходов и т.д. По итогу, собранные массивы данных приводят к человекочитаемому формату и структурируют для формирования страновых описаний.
Совместно с Федеральным центром "Агроэкспорт" (подведомственная структура минсельхоза) и при поддержке лучших международных экспертов аграрной отрасли мы работаем над созданием системы "Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК". Эта система содержит прикладные данные для сегмента экспорта продукции. В основе проекта - анализ мировых рынков аграрной продукции с российской перспективы. Система предоставляет доступ к регулярному обзору актуальной повестки мировых аграрных рынков в региональной и отраслевой парадигмах и результатам опроса мирового экспертного сообщества по ключевым темам сферы внешней экономической деятельности в аграрной отрасли. В фокусе нашего исследования почти все регионы мира. Целевая аудитория - руководители АПК, институтов развития и государственного сектора. Проект имеет ежегодную печатную версию.
Кроме того, в рамках консорциума с Институтом системного программирования РАН МГИМО была запущена система "Талисман", позволяющая в автоматическом режиме собирать и обрабатывать большие массивы неструктурированных данных (data mining) для создания баз знаний по различным аспектам международных отношений. Для проведения прикладных исследований была учреждена Лаборатория по интеллектуальному анализу данных в области международных отношений Института международных исследований МГИМО с возможностью привлечения к исследованиям молодых специалистов, преподавателей и студентов.
Ранее, в декабре МГИМО представил "Туристский атлас. Путеводитель инвестора и руководителя". Это тоже информационно-аналитическая система?
Артем Мальгин: Все верно. Атлас является комплексным информационным продуктом, позволяющим проводить сбор и анализ данных, касающихся природного, рекреационного, инвестиционного, логистического и иного потенциала региона, туристской макротерритории, отдельной локации в аналитических и геоинформационных системах. Были подготовлены макеты более 80 информационно-картографических срезов для анализа пилотных регионов и территорий с точки зрения инвестиционной привлекательности и туристско-рекреационного потенциала, в частности, Новосибирская область, Алтайский край и Республика Алтай, Ростовская область, Волгоградская область; отдельные города и территории - города Пятигорск, Суздаль, остров Валаам.
Пользуются ли уже эти ИАС спросом у заказчиков?
Артем Мальгин: Конечно. Например, "Туристский атлас" начинает применяться при позиционировании Новосибирской области и Суздаля в качестве туристской дестинации. А "Талисман" неоднократно использовался для проведения исследований по заказу МИД России.
МГИМО всегда славится изучением иностранных языков. Изменились ли подходы к языковой подготовке в рамках реализации программы "Приоритет 2030" и в связи с текущим изменением парадигмы?
Артем Мальгин: Мы продолжаем уделять большое внимание этому направлению. Мы никогда не уходили от Востока, чтобы сегодня "совершать поворот", но значительно расширили востоковедческий блок. Например, в рамках нашего нового флагманского институционального проекта "Незападный мир. Восток" происходит наращивание лингвистической кадровой компоненты, в том числе преподавателей-носителей языка для обеспечения преподавания восточных языков на ранее "непрофильных" факультетах. Мы ввели восточные группы на юриспруденции, торговом деле, экологии.
Ответом на меняющиеся обстоятельства и новые сферы социально-экономической активности стал проект по международно-правовому и сравнительно-правовому анализу норм и регуляторики новых технологий, цифрового развития, торгово-финансовых отношений, природопользования.
Восточное направление требует анализа и прогноза в сфере транспорта, логистики, пристального изучения национальных и субрегиональных торговых режимов Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. Это и стало нашим отдельным проектом.
Была активизирована издательская программа по восточным языкам. Кроме того, на фоне прекращения деятельности в России большинства международных центров сертификации языковых компетенций мы разработали концепцию собственной сертификации по английскому, французскому, немецкому, испанскому, китайскому языкам на основе анализа существующих международных систем. Опрос потенциальных работодателей, проведенный ВЦИОМ в рамках данного проекта, показал, что в нынешних реалиях разработка сертификации по языку профессии будет востребована на российском рынке труда при условии проведения на базе таких признанных научно-образовательных центров, как МГИМО. Помимо этого, разработка собственной сертификации делает возможной адаптацию тестирования под разные специализации и локальную специфику.
Мы помним, что МГИМО уже не первый год, и довольно успешно, занимается развитием школьного образования. Ректор Анатолий Торкунов часто отмечает, что это необходимость - "выращивание" собственного абитуриента, обеспечение бесшовного перехода между школой и вузом. В "Приоритете" вы также заложили это направление?
Артем Мальгин: С самого начала нашего участия в программе "Приоритета" мы посвятили школе отдельный стратегический проект. "Русская международная школа" направлена на продвижение российских педагогических традиций; да, "бесшовного" перехода иностранных абитуриентов в российские вузы; распространение школьного образования на русском языке за рубежом. Линейное открытие новых школ за рубежом не даст должного эффекта присутствия российской, русскоязычной педагогической школы за рубежом.
Говоря о востоковедении, вы упомянули экологию - направление, с которым МГИМО не всегда ассоциируется в первую очередь. Как вы считаете, проблематика ESG уходит с повестки в связи с изменением международной обстановки?
Артем Мальгин: Санкционная ситуация никоим образом не означает изоляции - российская продукция, товаропроизводители через сложные интеракции все равно оказываются в контакте с требованиями и стандартами ESG. Образовательные и исследовательские проекты МГИМО сконцентрированы в специально созданном в рамках "Приоритета" Институте международной торговли и устойчивого развития.
В стратегическом проекте по этому направлению мы продолжаем развивать созданные заделы. МГИМО запускает ESG рейтинг российских регионов, а с коллегами-юристами из Южного федерального университета реализуем проект по праву устойчивого развития.
Для более эффективной реализации мы сформировали консорциум с Российским государственным гидрометеорологическим университетом. Экологическая проблематика трансгранична. Совместная магистерская программа МГИМО и РГГМУ по экологии и природопользованию получит дополнительные модули на базе университетов Монголии и Узбекистана. Тут еще важно отметить, что проблематика устойчивого развития дает шанс на осторожный диалог с проблемными для России партнерами.
Также мы делимся накопленной экспертизой и опытом в рамках программ переподготовки и повышения квалификации. На полях Форума гостеприимства в г. Пермь мы провели двухдневный интенсив "Устойчивый туризм", где представители МГИМО и приглашенные практики подробно и профессионально раскрыли перед слушателями основные аспекты ЕSG с акцентом на туристической отрасли.
Вы упомянули ESG-рейтингование российских регионов, этот рейтинг подобен тому, что ежегодно выпускает ООН? И какая методология используется при его составлении?
Артем Мальгин: Безусловно, в этом рейтинге есть некоторые пересечения с логикой рейтингования по системе ООН, например, методология построена на показателях Целей устойчивого развития, однако они подверглись серьезно пересмотру, учитывая географические и социально-экономические особенности регионов России, а также рекомендации Центрального банка России в части оценки влияния климатических и ESG-рисков на деятельность участников финансового рынка и внедрения методологии ESG рейтингования. Так, например, от ренкинга по Цели устойчивого развития 7 решено отказаться, т.к. показателей нет в национальной статистике, по ЦУР 14 также, поскольку подавляющее число регионов РФ не имеют выхода к морям или океанам. Данный подход позволил нам создать уникальный продукт, который может быть использован органами государственного управления и другими стейкхолдерами для продвижения повестки устойчивого развития, мотивации регионов в инициировании ESG проектов, совершенствования методологии региональной нефинансовой отчетности. Многие регионы уже используют данные отчета для выработки дорожной карты субъекта России в достижении ЦУР ООН. Отчет о проведенном ренкинге может стать частью добровольного российского доклада ООН и иные международные организации.
Сейчас большой акцент идет на развитие межкомпетентностного подхода, в частности, обучение цифровым навыкам и компетенциям. Есть ли у МГИМО такие возможности?
Артем Мальгин: Если мы говорим о программе "Приоритет", то благодаря ее операторам - минобрнауки и минцифры - эти возможности есть у всех вузов-участников в проекте "Цифровой кафедры". В МГИМО проект осуществляется в рамках сетевого партнерства со "Школой 21" (экосистема Сбера). Мы благодаря "Приоритету" приняли и выдержали этот беспрецедентный вызов "мобилизационной" цифровизации.
700 студентов бакалавриата и магистратуры прошли обучение по четырем программам - создание ИТ-продуктов; цифровой маркетинг и медиа; анализ данных и управление на основе данных; управление цифровой трансформацией. Все программы включают в себя серьезные для социально-гуманитарного вуза навыки программирования. На новый учебный год в рамках Цифровой кафедры запланированы специализированные курсы, "заточенные" под все 18 направлений подготовки МГИМО.
В грядущем учебном году ожидается набор более 1000 человек и старт еще трех программ: "Геоданные и геоинформационные системы", "Анализ финансовых данных", "Обработка текстовых данных (NLP)".
Видно, что МГИМО идет в ногу со временем, и демонстрирует активную вовлеченность в приоритетные направления социального, экономического и политического развития. Данный процесс в рамках университета идет только по парадигме "сверху-вниз"? Или студенты тоже демонстрируют вовлеченность и заинтересованность?
Артем Мальгин: Безусловно, нам неоднократно поступали запросы поддержки предпринимательских инициатив от студентов, у которых была идея, но не было плана ее реализации. Так родилась идея создать Акселерационную программу МГИМО с сильной образовательной составляющей. Это значительный механизм с точки зрения позиционирования МГИМО в предпринимательском сообществе. Проект МГИМО Ventures содержательно состоит из двух частей - Акселератор и Преакселератор. По результатам отбора проектов мы сформировали понимание, что Акселератор МГИМО, как бы парадоксально это ни звучало, является Акселератом прежде всего технологическим. Нашим сооператором в реализации этого проекта выступила компания Startech.vc, активно работающая с молодым предпринимательским сообществом.
За первый сезон Акселератора, который прошел в 2022 году, мы получили 155 заявок, из которых было отобрано 20 проектов из областей Edtech, FinTech, HRTech, LingvoTech и других). Проекты-выпускники привлекли 30 млн руб. инвестиций, осуществили продажи на 10 млн рублей в течение программы развития.
В том же году состоялась двухмесячная программа для команд и студентов, которые развивают стартап на стадии идеи или MVP - Преакселератор MGIMO Ventures. Из 180 заявок было отобрано 24 проекта по направлениям EdTech, CareerTech, HRTech, MarTech, еще 70 студентов присоединились к программе в качестве слушателей. Стартапами было запущено 5 пилотных проектов, совершено продаж на общую сумму более 1 млн руб., привлечено более 3,5 млн руб. инвестиций. Инициатива MGIMO Ventures предполагает формирование сообщества потенциальных инвесторов, выпускников, менторов и развитие экосистемы технологического предпринимательства в МГИМО.