Один из вертолетов Ка-52 за один вылет отразил 18 атак зенитных ракет типа "Стингер"
Потрясающая неуязвимость "Аллигатора" объясняется наличием на его борту оптико-электронного защитного комплекса "Витебск". История его появления была очень непростой. Более того, довести, как говорится, до "железа" систему защиты летательных аппаратов от зенитных ракет с инфракрасными головками самонаведения удалось в немалой степени благодаря "Российской газете". И об этом стоит напомнить.
В августе 2002 года при подлете к аэродрому Ханкала в Грозном боевики сбили тяжелый вертолет Ми-26. Погибло 127 человек - больше, чем на атомоходе "Курск". Поразили вертушку, как установило следствие, выстрелом из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) "Игла". Это заставило военных задуматься о том, как гарантированно уберечь вертолеты от ракет с инфракрасными головками самонаведения.
Было решено вернуться к идее бортового оптико-электронного противодействия инфракрасным головкам. Еще в Афганистане на вертолеты Ми-24 устанавливали станции оптико-электронных помех СОЭП-В1А (изделие Л-166, или "Липа"). Она оказалась очень эффективной в борьбе с ПЗРК первых поколений. Но против "Стингеров" и тем более "Игл" уже не работала.
Но разработчики этой защитной системы не сидели сложа руки. И, получив задачу на создание новой, более современной системы, приступили к ее решению, имея почти готовую базу.
В 2004 году рабочий макет уникальной защиты был собран в металле. И тут же предприятие-разработчик - расположенный в подмосковном Зеленограде один из оборонных НИИ - атаковали рейдеры. Над решением поставленной задачи работали несколько предприятий ОПК. Но мозговым центром на тот момент стало именно НИИ из Зеленограда - по нему и нанесли удар. Гендиректором НИИ и главным конструктором был доктор технических наук профессор Александр Иванович Кобзарь. Он обратился в "Российскую газету", и мы в стороне не остались.
Вполне можно предположить, тем более с позиций сегодняшнего дня, что за всем тем "коммерческим" наездом стояли настоящие иноземные враги нашего государства. Хотя формально по законам рынка действовали местные бизнесмены. Кому-то якобы приглянулась территория, где можно было поставить прибыльный торговый центр, но этому мешало оборонное НИИ.
Отстоять предприятие и его научных работников удалось благодаря своевременному выступлению нашей газеты и принципиальности правоохранительных органов, которые за "спором хозяйствующих субъектов" усмотрели нечто большее. Атаку отбили.
Систему оптико-электронной защиты сделали, испытали, военные остались довольны и без промедления приняли на вооружение. Даже разрешили экспорт изделия. Под названием "Президент-С" летом 2010 года на оружейном салоне в Париже состоялась мировая премьера нашей защиты. И она стала сенсационным открытием Eurosatory-2010.
Можно предположить, что в НАТО, особенно за океаном, испытали шок. И по странному совпадению, а может, и не странному, в конце того же 2010 года против одного из главных создателей оптико-электронного комплекса защиты Александра Кобзаря попытались возбудить уголовное дело по совершенно надуманному предлогу. Ничего не вышло и в тот раз. Система защиты была уже изготовлена, запущена в производство и пошла в военную авиацию.
Все российские вертолеты, работающие в "горячих точках", в обязательном порядке должны оснащаться комплексами защиты, получившими для внутреннего пользования имя "Витебск". Главные "стреляющие элементы" защиты - шарики, установленные на нижней внешней части фюзеляжа вертолета. Работа комплекса основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы, установленной в шарик. В системе управления зенитной ракеты возникает фантомный образ, который ее электронный "мозг" воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется.
Система "Витебск" устанавливается на все ударно-разведывательные вертолеты Ка-52М "Аллигатор", отчасти на некоторые версии Ми-8, которые принимают участие в боевых действиях. Планируется оснащать ими Ми-28Н и штурмовики Су-25.
Кстати сказать, первую проверку боем "Витебск" прошел 8 октября 2016 года в Сирии. Российский вертолет Ми-8, перевозивший гуманитарный груз в провинции Хама, был обстрелян из ПЗРК "Стингер". Защитный комплекс сработал штатно. Ракета прошла мимо. Ми-8 не получил никаких повреждений, никто из находившихся в вертолете пилотов и военнослужащих, сопровождавших груз, не пострадал.
К сожалению, сам Александр Иванович Кобзарь - разработчик сапфировой лампы, работающей по рассчитанным им сложнейшим математическим алгоритмам, до настоящего триумфа своего изделия не дожил. Выдающийся ученый и неординарный во всех отношениях человек ушел на 82-м году жизни в начале 2022 года.
А "Витебск", в создание которого его вклад не переоценить, работает в зоне СВО каждый день, надежно защищая российских "Аллигаторов".