Рынок плодово-ягодных культур в целом на протяжении нескольких лет демонстрирует стабильность. Так, в 2022-м валовой сбор земляники, малины, смородины, крыжовника и других ягод составил 690 тысяч тонн, что фактически равно среднему показателю за 2017-2021 годы. Более 97 процентов - продукция личных подсобных хозяйств.
Лидерами стали регионы Приволжья (там вырастили 191 тысячу тонн ягод). На втором месте - Центральный федеральный округ (166,4 тысячи тонн), ведущими производителями стали Московская, Белгородская, Липецкая и Воронежская области. Третью позицию в рейтинге занимает юг (около 100 тысяч тонн), где традиционно выделяются Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области.
Импорт ягод в прошлом году сократился на шесть процентов и составил 163 тысячи тонн. Половина этого объема приходится на черешню, треть - на садовую землянику (клубнику), десятая часть - на голубику, чернику, клюкву и бруснику, примерно 1,5 процента - на малину. По черешне импорт, вопреки общему тренду, вырос. Узбекистан и Азербайджан увеличили поставки в Россию в 1,5 раза, Молдова - на 37 процентов, Турция - на семь.
Самый большой сегмент ягодного рынка - клубника, на которую приходится 300 тысяч тонн. Выращивают ее в первую очередь крупные личные подсобные хозяйства Краснодарского края и Северного Кавказа: климат располагает. Их продукцию можно встретить в разных регионах страны. Также активно занимаются клубникой предприятия Московской и Ленинградской областей. Здесь играет роль близость к крупнейшим рынкам сбыта.
Импортной клубники в России не так уж много. В прошлом году в страну завезли 57 тысяч тонн этой ягоды, что составило около 15 процентов от общего объема потребления. Почти половину импорта обеспечила Турция. Россияне также покупали клубнику в Азербайджане, Беларуси, Сербии, Армении и Египте. По сравнению с 2021-м объемы импорта несколько изменились: Беларусь сократила поставки на 40 процентов, Сербия - на 25, Турция - на семь. Азербайджан увеличил продажи вдвое, остальные страны - на несколько процентов.
По оценкам экспертов Россельхозбанка, в ближайшие три года собственное производство клубники будет расти в среднем на пять процентов в год благодаря реализации инвестпроектов - как тепличных, так и связанных с переработкой ягод. Доля импорта продолжит сокращаться, основными поставщиками останутся Турция, Беларусь и Азербайджан.
- Только четверть всех ягод, потребляемых россиянами в свежем виде, привозится из-за рубежа. Импортируемые ягоды чаще идут в переработку: на кондитерские, молочные и соковые производства. По итогам 2023 года мы ожидаем сохранения тренда на снижение импорта при одновременном росте внутреннего производства, - отметила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.
Несколько лет назад в стране наблюдался бум строительства теплиц, в том числе под клубнику. Крупный инвестпроект в этой сфере реализовало, к примеру, ООО "Родина" в Бобровском районе Воронежской области. Но продукция тепличных хозяйств получалась довольно дорогой. Кроме того, для выращивания ягод нужно много ручного труда, а с добросовестными рабочими на селе - проблема. Расширение производства замедлилось.
В 2022-м интерес к плодово-ягодным культурам в стране вновь начал расти, подтвердил "РГ" глава КФХ "Дивный сад" Александр Продан. Его бизнес в Воронежской области когда-то начинался с питомника и продажи саженцев. В хозяйстве заложили помологический сад: 42 сорта яблок, 30 сортов груш, столько же - жимолости и крыжовника. Затем предприниматель из четырех садовых центров оставил один. Решил уделять больше внимания производству ягод и фруктов, наладил переработку. А в 2022-м, учитывая обстановку на рынке и удорожание оборудования, пришлось вернуться к реализации посадочного материала.
- Питомник при правильной организации дает до 300 процентов прибыли, а переработка ягод - от силы 20. Мы все инвестиции делаем за счет собственных средств, поэтому, чтобы заработать на новые проекты, резко увеличили производство саженцев. Ягодные культуры стали очень востребованы. А специализированных питомников не так много - помимо Воронежской области, они есть в Татарстане и под Санкт-Петербургом. Импортный же материал очень дорог, в основном из-за усложнившейся логистики. На российских выставках зачастую 95 процентов саженцев - контрафакт, - рассказал Продан.
Тем, кто готов начать ягодный бизнес сегодня, он посоветовал выбирать культуры, которые требуют меньше трудозатрат и дают быструю отдачу: малину, ежевику, садовую землянику. В идеале плантация должна быть приспособлена под механизированную уборку.
- Увеличить маржинальность помогает своя переработка. Допустим, малина в опте стоит около 230 рублей за килограмм, а в пюре или в ингибированном виде - от 470. Мы продаем это пюре ведрами для конечной переработки или сами используем при изготовлении соусов и морсов, - пояснил Александр Продан. - Перспективен рынок чайных напитков, сушеных и вяленых полуфабрикатов из ягод и плодов. Но тут нужно иметь правильное оборудование для конвекционной сушки, чтобы не потерять при обработке весь вкус, запах и витамины. Электрические сушилки при тарифе в восемь рублей за киловатт способны загубить всю экономику проекта. А аналогов на газовых горелках нам китайцы почему-то не дают. Приходится разрабатывать оборудование самим. Наш сельхозкооператив пригласил четырех толковых технарей из Воронежа, обратился за грантом на НИОКР в Фонд поддержки инноваций. Ждем опытный образец.