"Оснований для паники нет": Как военные химики обеспечивают безопасную работу Запорожской АЭС
Построенная в середине 80-х годов Запорожская АЭС находится вблизи Каховского водохранилища, которое изрядно обмелело после устроенного ВСУ взрыва плотины. На другом берегу находится оккупированный украинскими войсками городок Марганец. Это всего лишь 16 километров - идеальное расстояние для американских гаубиц М777 и реактивных систем залпового огня противника, чем и пользуются украинские артиллеристы.
Хотя энергетики быстро устраняют последствия обстрелов критически важной инфраструктуры, воронки от снарядов, посеченные осколками стены и окна, а также следы от пожаров еще виднеются. Кроме того, объекты ЗАЭС и тепловой электростанции часто подвергаются ударам воздушных беспилотников. Последний налет был 8 июня.
- Только на той неделе ТЭС дважды подвергалась атакам беспилотников. Первый раз они послали четыре беспилотника, второй раз - три. Били по ОРУ - открытым распределительным устройствам, - пояснил советник генерального директора концерна "Росэнергоатом" Ренат Карчаа.
Мне показали самодельный дрон, изготовленный из пластика и фанеры. Держу беспилотник в руках. Из сложных механизмов лишь система наведения и электромотор. Неужели такая "птичка", которая может нести лишь трехкилограммовую мину или заряд от противотанкового гранатомета, может угрожать АЭС и спровоцировать ядерную катастрофу? Оказывается, запросто. Как объяснили специалисты станции, с помощью дронов украинские военные стремятся вывести из строя инженерную инфраструктуру, а это уже может привести к технологической аварии.
- Брызгательные бассейны используются для охлаждения отработанного ядерного топлива и являют собой часть замкнутого контура. Эти бассейны подпитываются посредством глубокого дренажа, но у них есть одна уязвимость - их дно выложено специальным гидроизолирующим материалом. Поэтому мы так напряженно реагировали всякий раз, когда с территории, занятой Украиной, производились артиллерийские удары из гаубиц М777, известных как "три семерки", - объясняет Ренат Карчаа.
Поэтому для безопасной работы реакторов станции на территории ЗАЭС работают военнослужащие сводного отряда войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил России.
- Мы отвечаем за выполнение мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на ЗАЭС. В случае ЧС отряд способен обеспечить эвакуацию персонала несколькими маршрутами, дезактивацию сооружений и при необходимости провести санитарную обработку техники, - рассказал офицер отряда с позывным "Гранит".
Для выполнения столь ответственного задания привлечены только лучшие из лучших бойцов РХБЗ. Например, "Гранит" служит в войсках радиохимической защиты более 20 лет. Его подчиненными развернуты несколько постов замера уровня воды в Каховском водохранилище и посты РХБ-наблюдения, которые ведут непрерывный круглосуточный мониторинг, а по всем вопросам организовано плотное взаимодействие с руководством станции.
Для проведения работ военные химики используют возможности уникальной машины разведки обстановки РХМ-6. Построенная на базе БТР-80, она может разгоняться до 80 километров в час на шоссе, а на плаву - до девяти километров в час. Топлива хватит на 600 километров. Экипаж машины - три человека.
Внешне от обычного бронетранспортера РХМ-6 отличается наличием на крыше корпуса специального оборудования. В частности, за пулеметной башней установлен прибор дистанционного зондирования атмосферы ПРХДД-2Б. С его помощью военнослужащие на расстоянии в три километра от зоны предполагаемого заражения могут фиксировать и определять отравляющие вещества.
Бронированная четырехосная машина, которая по сути является передвижной лабораторией, также оснащена новейшей аппаратурой, в том числе системой спутниковой навигации. Есть возможность сбора полученной информации и передачи ее на командный пункт в режиме реального времени.
- В базе приборов РХМ-6 хранится обширная библиотека данных для идентификации того или иного вещества. Также имеется возможность вести непрерывное метеонаблюдение с помощью бортового автоматического метеокомплекта. Имеется возможность отбора, хранения и транспортировки различных видов проб, - рассказал командир расчета с позывным "Часовой".
После разрушения дамбы Каховского водохранилища и падения уровня воды военные ведут постоянный мониторинг за гидрологической обстановкой в прудах-охладителях.
Как сообщил командир сводного отряда с позывным "Гранит", вода, которая охлаждает реакторы, находится в замкнутом контуре и не имеет никакого контакта с прилегающими водоемами, а также с водой в Каховском водохранилище.
- Все гидротехнические сооружения станции работают в штатном режиме, - подчеркнул офицер войск РХБЗ.
Оснований для паники нет
Благодаря своевременно принятым на станции мерам снижение уровня воды в пруду-охладителе не прогнозируется. Тем не менее специалистами проработаны несколько альтернативных источников пополнения гидросистемы станции. Одним из них является бурение на территории ЗАЭС артезианских скважин. Другая возможность пополнения гидроресурса - это использование передвижных насосных станций, которые способны выкачивать воду из водоемов с очень низким уровнем. Третьим альтернативным источником воды для ЗАЭС могут стать артезианские скважины, имеющиеся в Энергодаре.
- Оснований для паники нет. Тревожно только за одно - все наши усилия, какими бы оперативными они ни были, могут быть умножены на ноль двумя-тремя прилетами, двумя-тремя грамотно заложенными взрывными устройствами, - подчеркнул советник генерального директора концерна "Росэнергоатом" Ренат Карчаа.
Запорожская АЭС - крупнейшая атомная электростанция в Европе, которая включает шесть реакторов и сухое хранилище отработанного ядерного топлива из 173 бетонных контейнеров. Строительство началось в 1981 году, а в 1984-м станция введена в эксплуатацию. В настоящее время из шести реакторов ЗАЭС два остановлены и находятся в состоянии ремонта, три выведены в так называемую конфигурацию холодного останова, и один находится в режиме горячего останова - вырабатывает лишь тепло для внутреннего пользования.