22.06.2023 11:47
    Поделиться

    Пироги и роботы: рецензия на роман "Atomic Heart. Предыстория "Предприятия 3826"

    Игра Atomic Heart после финала оставила ряд вопросов к сюжету, и студия Mundfish подготовила ответы для части из них в романе "Atomic Heart. Предыстория "Предприятия 3826", выпущенном издательством "АСТ".
    Богдан Бобров/ РГ

    Текст не содержит спойлеров.

    Автором выступил Харальд Хорф, который значится в титрах как "хранитель лора". Информации о нем в Сети удалось найти крайне мало, поэтому периодически во время прочтения у меня нет-нет, да закрадывались сомнения в том, что это реальный человек, а не коллективный псевдоним.

    А рассказывается в книге, несмотря на название, не столько о самом "Предприятии 3826", сколько о людях, так или иначе причастных к созданию знаменитого центра советский науки.

    События Atomic Heart, напомним, разворачиваются в альтернативном СССР в 1955 году, а книжный приквел стартует почти на два десятилетия раньше - в 1936-м.

    Начинается повествование почти один в один как "Шпионский Роман" - случайно ли так вышло или это намеренный оммаж, выяснить не получится, но пересечение в любом случае интересное.

    Завязка следующая: сотрудники органов государственной безопасности на фоне нарастающего в Европе конфликта вербуют на службу для противодействия мировому капитализму юного победителя соревнований по боксу, которому предстоит через несколько лет стать диверсантом в немецком тылу.

    События Великой Отечественной войны во вселенной Atomic Heart также идут по иному сценарию - она начинается в 1939-м и заканчивается в 1940-м вспышкой "Коричневой чумы". В игре указанные обстоятельства упоминаются парой строк, а в книге эта часть составляет примерно четверть от всего повествования.

    На "Коричневую чуму" в сюжете явно "повлияла" пандемия коронавируса, случившаяся уже в нашем - реальном - мире, уж слишком много пересечений. А где-то местами эпидемия перекликается даже с "Ходячими мертвецами" Киркмана.

    События описываются с точки зрения нескольких героев. Центральное место среди них занимает академик Сеченов (забавно как диалоги с его участием при прочтении звучат в голове голосом актера Никиты Прозоровского). Знаменитый ученый показан в самом начале своего пути - он еще не стал аналогом Эндрю Райана из BioShock и не обрел мировое признание, а только начинает планировать проект "Коллектив 2.0" - эдакий диджитал-коммунизм, последствиям которого посвящен основной сюжет игры. После прочтения романа полностью раскрывается мотивация Сеченова - принятые им в игре решения в таком разрезе объясняются не просто гениальностью ума - как универсальной отговоркой, а имеют под собой вполне разумные, основанные на личном опыте предпосылки.

    Стоит отметить, что для понимания происходящего понадобятся определенные минимальные познания в области отечественной истории, так как автор оперирует такими фамилиями как Сталин, Берия, Молотов, Тимошенко и т.д.

    При этом, несмотря на альтернативную историчность, написан роман простым языком, читается в основном легко, правда иногда бывает душновато - особенно в тех моментах, в которых описываются особенности полимеров.

    Дело в том, что в игре ты принимаешь сеттинг и соглашаешься со всеми допустимыми условностями - геймплей перетягивает на себя большую часть внимания и сюжетные огрехи в деталях не бросаются в глаза. Роман - другой жанр, поэтому на протяжении почти 500 страниц становится утомительно, что изобретенная Сеченовым чудо-штука (полимер) в каждой ситуации выступает в роли рояля в кустах и бога из машины, разрешая вообще любую ситуацию и любой конфликт.

    Под финал повествование становится совсем шутерным, и через него уже приходится продираться - все-таки в шутеры интереснее играть. Концовка романа вплотную упирается в начало игры.

    Но самое ценное, что есть в "Предыстории "Предприятия 3826" - это приоткрытие завесы тайн, так и не разгаданных в игре. Например, почему позывной главного героя - майора Нечаева - "П-3". Кстати, его ставшая в итоге мемной присказка про пироги в печатном варианте обрела более мягкий вид.

    Также обозначены временные рамки, в которых могут разворачиваться события последующий проектов, т.е. в мире Atomic Heart также не исключены крупные конфликты во Вьетнаме и Афганистане, распад СССР и т.д.

    Историю, представленную в книге, можно назвать диким коктейлем из "Человека в высоком замке" Дика, "Бесславных ублюдков" Тарантино и Wolfenstein студии MachineGames.

    Что в итоге?

    Еще в обзоре игры Atomic Heart я писал о том, что мир игры кричит о том, как ему необходимо франшизное расширение. После успеха проекта стало очевидным, что рано или поздно это произойдет. Я ожидал все что угодно - аниме-антологию на стриминге, серию подкастов, кроссовер двух майоров - Грома и Нечаева - в комиксах BUBBLE, да хоть тематическое кулинарное YouTube-шоу, но уж точно не полноценный роман.

    Насколько книга, сопоставимая по объему с томиком "Войны и мира", будет популярна у поколения, взращенного на "тиктоках" и соцсетях с картинками, - вопрос открытый.

    С другой стороны - для тех, кто прошел Atomic Heart, проникся атмосферой и хочет еще - роман-приквел станет приятной добавкой.

    Эксперимента ради я дал почитать книгу коллеге, далекому от игровой индустрии. Для меня было удивительно, но история о мире, созданном Mundfish, ему понравилась и увлекла.

    Поэтому, резюмируя все вышенаписанное, "Предысторию "Предприятия 3826" можно смело рекомендовать к приобретению.

    Поделиться