23.06.2023 22:22
    Поделиться

    В Госдуме хотят запретить манипуляции интернет-пользователями со стороны магазинов и соцсетей

    В Госдуму внесен законопроект о регулировании рекомендательных сервисов на интернет-ресурсах. Документ подготовлен заместителем главы комитета Госдумы по информполитике Антоном Горелкиным и призван защитить пользователей от злоупотреблений и манипулирования со стороны площадок. Участники отрасли отмечают, что ограничения в работе сервисов могут негативно сказаться на развитии отрасли и технологий искусственного интеллекта.

    По словам автора законопроекта, депутата Антона Горелкина, главная цель законопроекта - сделать прозрачными механизмы рекомендаций и не допускать их применения в незаконных целях. Новые нормы должны вступить в силу 1 октября 2023 года.

    "Мы видим, к чему приводит неконтролируемое применение рекомендательных алгоритмов крупными цифровыми платформами. Исследователи фиксируют факты манипуляции: и в маркетинговых, и в политических целях. Психологи диагностируют у своих пациентов нервные расстройства, причиной которых становится так называемая "алгоритмическая тревожность". Именно поэтому тренд на регулирование рекомендательных технологий стал общемировым: все чаще законодатели разных стран говорят о необходимости регламентировать эту сферу", - говорит Горелкин.

    Первоначально концепция регулирования рекомендательных сервисов должна была взять под контроль иностранные площадки, которые не подчинялись российскому законодательству. После ухода их с российского рынка в начале 2022 года основным объектом регулирования стали российские площадки: маркетплейсы, классифайды, интернет-магазины, соцсети, онлайн-кинотеатры.

    Антон Горелкин полагает, что "законопроект заставит разработчиков более ответственно относиться к применению ИИ-технологий", которые используются для формирования рекомендаций. "По сути, это будет первый российский законопроект, направленный на регулирование продукта, созданного искусственным интеллектом", - говорит он.

    Законопроект обязывает владельцев ресурсов, которые используют рекомендательные алгоритмы, информировать пользователей о самом факте использования таких механизмов и о том, какие конкретно алгоритмы используются и на основании какой информации (с указанием способов ее получения) совершаются те или иные рекомендации. В первых версиях законопроекта присутствовала норма, требовавшая размещения на ресурсах кнопки отключения рекомендательных алгоритмов, причем по умолчанию, они должны были быть отключены. В текущей версии законопроекта этот инструмент отсутствует.

    Как следует из текста пояснительной записки к законопроекту, владелец ресурса обязан "разместить на информационном ресурсе правила применения рекомендательных технологий; разместить на информационном ресурсе адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица)". Прописан и механизм взаимодействия с ресурсами, использующими рекомендательные технологии "с признаками нарушения установленных требований".

    В частности, Роскомнадзор вправе запрашивать у владельца ресурса информацию, связанную с применением рекомендательных технологий, а также доступ к программно-техническим средствам рекомендательных технологий для проведения оценки соответствия применения рекомендательных технологий устанавливаемым требованиям.

    "В случае установления факта неисполнения владельцем информационного ресурса предусмотренных законопроектом обязанностей, Роскомнадзор направляет указанному лицу уведомление, в котором указывается срок устранения выявленного нарушения", - говорится в тексте документа.

    Если в течение 10 дней нарушения не будут устранены, то Роскомнадзор сможет запретить использование рекомендательных сервисов. Если это требование будет проигнорировано, то ресурс может быть заблокирован "до устранения выявленных нарушений".

    В прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании прописано расширение штата подведомственного Роскомнадзору Главного радиочастотного центра, который должен будет отслеживать работу таких ресурсов. Всего на работы по реализации проекта в 2024 - 2026 гг. по мнению автора законопроекта потребуется порядка 24 млн рублей дополнительного финансирования.

    В Роскомнадзоре "РГ" сообщили, что готовы исполнить возложенные на них задачи. "Роскомнадзор готов и приступит к исполнению закона после его принятия и разработки необходимой нормативной правовой базы", - сообщили в ведомстве.

    В конце 2022 года АНО "Цифровая экономика" подготовила письмо на вице-премьера Дмитрия Чернышенко, где озвучила свои предположения о возможных потерях отрасли от предоставления возможности пользователям отключать рекомендательные сервисы.

    "Временное отключение рекомендательных технологий на маркетплейсах приводит к потерям 4,6% оборота платформы. Таким образом, только для крупных платформ потери составят порядка 20 млрд рублей, а для всей отрасли - более 100 млрд рублей в год. "При этом большая часть (более 60%) потерь маркетплейсов - это потери продавцов, то есть малого и среднего бизнеса", - отмечалось в тексте документа. Исходя из прогнозного объема рынка в 2022 г., убытки для рекламных площадок в результате таких действий составят порядка 18 млрд рублей в год. А по данным президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, потери отрасли от введения регулирования могут составить более 100 млрд руб. ежегодно.

    В АНО "Цифровая экономика" сообщили "РГ", что изучают новую версию документа, подготовленного депутатом Горелкиным.

    "Планируем организовать обсуждение с бизнесом. Надеемся на дальнейший конструктивный диалог по этому вопросу между государством и бизнесом. Напомним, что в конце прошлого года на нашей площадке была подписана Хартия "Классифайдов", к которой присоединились ведущие игроки отрасли, что является ярким готовности высокотехнологичных компаний к саморегулированию. Рекомендательные сервисы не являются исключением", - сообщили в пресс-службе АНО "Цифровая экономика".

    Оптимистично настроены и в Ozon. Там отмечают, что были услышаны основные опасения отрасли.

    "Рекомендательные технологии активно используются в интернет-торговле. На Ozon товары предлагаются с учетом их популярности и предпочтений самого покупателя на основе предыдущих покупок. Это позволяет нам создавать удобные решения для клиентов и экономит время на выбор того или иного товара. В данной версии законопроекта были учтены ранее обозначенные комментарии рынка, и мы надеемся на то, что он продолжит обсуждаться в диалоге с отраслью", - сообщили в пресс-службе сервиса.

    Мировой рынок рекомендательных технологий в 2020 г. был оценен в 132,5 млрд руб., к 2028 г. данный показатель должен достигнуть значения в 1 трлн 297 млрд руб. Объем российского рынка в 2020 г. оценивался в 6 млрд руб., к 2024 г. прогнозируется его рост до 21,7 млрд руб., отмечается на сайте Главного радиочастотного центра.

    Поделиться