28.06.2023 18:51
Поделиться

Сотовые операторы будут блокировать звонки от мошенников. Что изменит умная система

Роскомнадзор сообщил, что в скором времени абсолютно все сотовые операторы должны установить умную систему, блокирующую анонимные звонки. Ведущие сотовые компании уже установили специальную платформу против мошенников. У остальных время - до марта будущего года.
"Большая четверка" телеком-операторов уже установила новую систему, на очереди все остальные.
"Большая четверка" телеком-операторов уже установила новую систему, на очереди все остальные. / Александр Корольков/РГ

Вряд ли надо кому-то рассказывать, какой проблемой стали звонки мошенников. Интересно, есть ли в стране хоть один человек, кому они еще не звонили? Перезванивать бесполезно: аферисты любят скрываться за другими, как правило, ничего не значащими номерами. Так им удобнее.

Хорошая новость: проблема решается. В декабре прошлого года в России запущена система "Антифрод" - платформа по борьбе с подменными номерами. Она проверяет, действительно ли абонент, с чьего номера происходит вызов, совершает данный звонок. Без подтверждения оператор не пропускает вызов. Таким образом, либо аферисту придется звонить со своего номера, либо сменить профессию. На что-то честное.

Система фильтрует звонки с подменных номеров. Без подтверждения оператор не пропускает вызов, мошеннику придется раскрыть свое инкогнито

"Большая четверка" телеком-операторов уже подключилась к системе. Как сообщили в Роскомнадзоре, за первые полгода работы "Антифрод" предотвратила 263,3 миллиона мошеннических звонков. По данным одного из операторов, подключивших платформу, благодаря ей мошеннические действия сокращаются в десять раз. Номерная емкость, по которой осуществляется верификация вызовов, составляет более 79%, отметили в ведомстве. В среднем за сутки через систему проходит около 250 млн телефонных звонков. Из них порядка 2,5 млн прекращается, так как они идут с подменных номеров

В итоге некоторые аферисты уже разочаровываются в профессии. По данным Роскомнадзора, в мае этого года количество звонков с подменой номера снизилось на 18 процентов по сравнению с предыдущим месяцем и составило 58 миллионов. До марта будущего года платформу должны установить все остальные операторы сотовой связи, а это более 2,4 тысячи компаний.

Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн отметил, что борьба с мошенническими звонками будет продолжаться, а недобросовестные операторы связи должны уйти с рынка связи.

"Использование подменных номеров мошенниками и сейчас остается проблемой, - заявил он. - Телефонные мошенничества остаются прямым следствием недобросовестной работы операторов связи, в особенности малых. Некоторые из них вовсе пытаются заработать на криминальных схемах. Я выступал за повышение стоимости лицензии на оказание услуг связи, которая составила 1 миллион рублей против 7,5 тысячи рублей ранее: оператор будет к ней относиться бережно. Российский рынок связи станет прозрачным, а операторы обязаны работать с антифрод-системой".

Как рассказывают эксперты, до сих пор значительное число небольших операторов связи, особенно в регионах, зарабатывали на предоставлении заведомо сомнительных услуг. Таких, как пропуск подменных номеров или создание так называемых виртуальных мини-АТС.

При этом в виртуальных АТС отсутствуют процедуры идентификации личности абонента. Также мелкие компании связи не устанавливали у себя аппаратуру спецслужб. То есть они, конечно, обязаны это делать. Однако тянули до последнего.

Специалисты рекомендуют не вступать в разговоры с мошенниками: как только распознали афериста, сразу бросайте трубку

А когда доходило до санкций, то просто закрывались. Потом их неунывающие руководители тут же получали новую лицензию и открывали новую компанию. Все начиналось с нуля, и на какое-то время мошенники опять получали возможность звонить без опаски. На беду гражданам, на удивление спецслужбам.

Поэтому была повышена стоимость лицензии, чтобы перезагрузка сотовой компании била дельцов по карману. Недавно повышены и штрафы для сотовых операторов, не устанавливающих аппаратуру спецслужб.

Если сотовая компания не установит необходимую аппаратуру спецслужб, то заплатит оборотные штрафы: то есть сумма будет привязана к выручке. Но при этом не должна составлять менее миллиона.

Таким образом, сомнительный бизнес в сфере сотовой связи перестанет быть выгодным, надеются законодатели. Плюс у всех операторов на линиях появится фильтр от анонимных звонков - та самая система "Антифрод".

Робот в сетях сотовых операторов проследит, чтобы неизвестные абоненты не тревожили вас по поводу ваших денег. Фото: Александр Корольков/РГ

По словам директора по управлению уровнем фрода ПАО "Вымпелком" Петра Алферова, операторы большой четверки уже достаточно давно используют антифрод системы, позволяющие управлять трафиком в реальном времени и блокировать вызовы от скомпрометированных номеров. В 2022 операторы большой четверки объединили антифрод системы и реализовали алгоритм блокировки мошеннических вызовов, основанный на проверке входящего номера телефона.

"Для решения проблемы телефонного мошенничества Роскомнадзор начал создание Единой платформы верификации вызовов (ЕПВВ), которая сможет объединить и маршрутизировать запросы от 2 400 антифрод систем российских операторов. Все работы по объединению антифрод систем операторов запланировано до марта 2024 г", - говорит он.

"В МегаФоне такая платформа работает уже несколько лет. Затраты для операторов зависят от схемы подключения к единой государственной системе. Например, возможен вариант, при котором можно получить услугу верификации звонков у другого оператора без установки и настройки дополнительного оборудования. МегаФон может предоставлять такие услуги другим операторам связи", - отмечают в пресс-службе оператора.

"Фактически РКН внедряет центральную систему и модуль, позволяющий оператору дооборудовать свою инфраструктуру", - отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Подключение к антифродплатформе предотвращает незаконное использование вашей нумерации при звонках на нумерацию мобильных операторов, - поясняет Алексей Бойко, аналитик телеграм-канала @abloud62.

"Проходят только реальные вызовы абонентов, которые подтверждаются оператором. Неподтвержденный оператором вызов на нумерацию мобильных "федеральных" операторов не пройдет. Тем самым, абоненты оказываются защищены от противоправных действий с их номерной емкостью. Их номер уже никто не подставит.

Например: оператор-злоумышленник берет ваш номер, подставляет его и делает вызов на кого-то из операторов "большой четверки". Мобильный оператор уже знает, т.к. ему платформа антифрода об этом говорит, что этот номер принадлежит "добропорядочному оператору", который выбрал верификацию через эту платформу. Соответственно мобильный оператор направляет оператору с этим номером запрос - подскажите, сейчас абонент с этим номером совершает вызов на такой-то номер? Поскольку в этом сценарии оператор не получал информацию о совершении его абонентом вызова, он не подтверждает "добропорядочность" вызова. И это основание для проверяющего оператора не доводить фродовый вызов до абонента, к которому он был направлен", - говорит Бойко.

Однако полностью расслабляться гражданам не стоит. Бдительность по-прежнему важный помощник человека. Ведь мошенники, к сожалению, так легко из своего бизнеса не уходят. Они постоянно ищут новые пути. Такова их натура. По данным Минцифры, с запуском "Антифрода" мошеннические звонки с подменой телефонного номера в значительной степени перешли из обычных телефонных сетей в WhatsApp.

"Помните, что банки и государственные организации не используют мессенджеры для звонков гражданам", - предупреждают в Роскомнадзоре.

Член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова напомнила, что система, фильтрующая анонимные звонки, введена благодаря поправкам в Закон "О связи", которые были приняты в 2021 году. При этом система, по ее мнению, не вылечит до конца телефонную болезнь. К сожалению.

"Сами изменения в первую очередь вводят блокировку подменных номеров. Но не всегда мошенники могут пользоваться подменой номера, иногда они используют чужие действующие телефонные номера", - говорит Мария Спиридонова.

При этом она подчеркивает, что новые нормы усиливают контроль за сотовыми операторами.

"В случае же, если человек попался на мошеннический вызов и стал жертвой мошенников, необходимо зафиксировать телефонный номер, время и дату разговора и заявить в правоохранительные органы о факте мошенничества по телефону", - говорит она.

В свою очередь, член АЮР Виктория Тютюнникова подчеркивает, что даже если мошенник не смог вас обмануть, его можно привлечь к уголовной ответственности за попытку обмана.

"Неоконченное преступление - это все равно преступление, - говорит она. - Если же не писать заявление в полицию, мошенник продолжит свои проделки. Полицейские обязаны принять заявление и провести проверку, даже если нет материального ущерба. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать через сайт Генеральной прокуратуры".

Член АЮР Ольга Турулина подчеркивает, что сообщая в полицию даже о неудачном звонке мошенника, вы способствуете скорейшей поимке преступников. "Сообщить о факте мошенничества можно по телефону либо написав в отделе заявление с указанием всех обстоятельств и номера телефона мошенника", говорит она.

Между тем

В Главном управлении региональной безопасности Московской области рассказали, что мошенники начали использовать в качестве "подменных" номера тех, кто нагрубил аферистам или попытался пошутить над ними. Подменный номер высветится, когда человеку звонят якобы от имени банка или по любой другой мошеннической схеме. Поэтому юристы предостерегают от долгих и тем более грубых разговоров с телефонными мошенниками. Разговор рекомендуется прекращать сразу, как только вы догадались, что дело нечисто.

"К тем, чьи контакты используются в мошеннических схемах, могут возникнуть вопросы у следствия. Доказательство непричастности отнимет время и силы", - рассказывают в Главном управлении региональной безопасности.

Поделиться