Погружение в историю тамбовской земли начинается у стойки портье. Небольшой гостиничный холл наполнен старинными артефактами. В одном углу стоит несколько сундуков, бытовавших среди путешественников пару столетий назад. В другом - выставка кукол в витрине. В третьем - разные по форме и размеру самовары. У гостиницы есть свои кафе и внутренний дворик, где можно уютно расположиться утром с чашкой ароматного кофе и заодно продолжить свое знакомство с предметами истории: здесь и собрание гирь, и тележные колеса, весы, уличные фонари, глиняные крынки на заборе и многое другое.
По этажам на стенах коридоров расположены витрины с экспонатами главного украшения гостиницы и любимой коллекции Семенова - "Сокровища средневековой мордвы-мокши". Она вмещает в себя сотни предметов из самых разных сфер мордовского населения средних веков: от военной до бытовой. Вскоре появится и полноценный музей в подвале.
- Приямки оформим в виде кладов с сундуками, будут витрины, - делится мыслями коллекционер. - Раньше в этом помещении была бильярдная, но я вижу, что сокровища мордвы посетителям интереснее.
Американцы вывели закон успеха в бизнесе: найди спрос и удовлетвори его. В индустрии гостеприимства это не так просто: существует масса гостиниц и апартаментов на любой вкус и кошелек. Как выделиться из нее и создать свое уникальное торговое предложение? Можно подкупить клиента качеством сервиса: хорошим постельным бельем, приветливым персоналом и вкусным завтраком - есть здесь и такое. Но надо дать людям эмоцию. "Мы продаем не постель, а послевкусие, впечатление!" - заявляет отельер.
Постоялица-искусствовед как-то попеняла Михаилу: эклектика, мол. "У нас вся жизнь эклектика, - невозмутимо парировал тамбовский коллекционер. - Вы пробовали жить в японском минимализме?"
У каждого свое восприятие окружающего мира, но есть определенные якоря, которые цепляют наше внимание: цветы источают приятный аромат, вкусное блюдо в кафе может надолго запомниться и заставить не раз вернуться в заведение, а диковинные фигуры, современные или ушедшие из пользования более 100 лет назад, привлекают наш взгляд. С одной стороны над беседкой, где мы разговариваем, висит железный дракон. Исторической ценности в нем нет, но среди базарных гирь и металлических фонарей он смотрится органично. С другой стороны на стене висят тележные колеса, обтянутые стальными полосами. Называются полосы шинами - до появления резины все катались на таких, только зимой пересаживаясь в сани. А шиномонтаж находился в кузне.
- Кому-то интересно предметы разглядывать, другим - узнавать что-то новое об истории этих мест. Постояльцы воспринимают это по-разному, а я стараюсь не просто угодить, но и создать для человека "мостики-зацепки" между тем, что он видит, и его собственными переживаниями. Каждый вспоминает: "у меня такие весы были", "а у моей бабушки крынка так же на заборе висела". Мы воспроизводим и те вещи, которые стояли в гостиницах полтора века назад, - Семенов кивает на кованого монстра у стены, который походил бы на небольшой гараж, если б не чугунная лепнина, - как эти сундуки. В соединении человеческого с историческим появляется реальный, почвенный, неразрывный патриотизм, когда ты чувствуешь ответственность за свою землю и переходишь из состояния мужчины в мужа.
Хотя собирательством Михаил Семенов занимается с детства, идеологическую базу под свое хобби он подвел сравнительно недавно. Помогла все та же мордва. На выставку в Пензе пришла семейная пара в возрасте. На банкете по случаю открытия они подошли к коллекционеру: "Это все мордва?" "Да", - ответил Семенов. Мужчина повернулся к жене: "Вот! А ты меня все мордвой немытой называла! А что у вас было в это время?!"
- У этого мордвина после прикосновения к истории своих предков перевернулись мир и самосознание. Такой эффект, на мой взгляд, главная награда для любого человека, занимающегося популяризацией науки, - признался Михаил Иванович. - Каждый предмет - целый портал памяти. Мы можем быть свидетелями истории через ее участников: книги и вещи, которые бытовали в то время. Таким образом человек осознает себя как часть длинной цепи людей, живущих на тамбовской земле. Обладавшая предметами из моей коллекции мордва тоже жила здесь. В этой цепи нет более или менее ценных звеньев - все одинаково важны. Разомкни одно звено - и связь прервется.
Гостиница находится в промзоне: с одной стороны посвистывают маневровые тепловозы станции Тамбов-1, с другой - ровно гудит мельничный комбинат. В здании гостиницы в советское время находилась бухгалтерия райпотребсоюза, вокруг размещались его производства: колбасный цех, лимонадный и т. д. Семенов с товарищами выкупили территорию у судебных приставов. В офисе РПС появился отель, по соседству - автосервисы с автосалонами.
Как-то Семенова попросили поучаствовать в приеме экзаменов у будущих экскурсоводов в туристическом техникуме.
- У меня волосы встали дыбом, и я зарекся когда-либо присутствовать на подобных мероприятиях. Не дай бог попасть на такую экскурсию. И дело не в недостатках студентов, а в том, чему их научили. У будущих гидов дикая каша в голове. Они рассказывали в основном о том, что нельзя подходить к стеклам и трогать витрины. Почему? Потому что безопасность туриста превыше всего, отчеканило руководство техникума. Одна девушка стала рассказывать про средневековый меч. Я удивился: почему она - и про меч? Вот же утюг стоит. "Меч по передовым для своего времени технологиям сделан, - ответила девушка. Подумала и добавила: - Из ванадия!"
Если человек не читает книг, у него не будет грамотной речи, уверен отельер с историческим уклоном. Если не писал изложений, то не сможет выстроить связное повествование. В экскурсоводы должны идти те, кто умеет складно говорить. Например, искусные рассказчики анекдотов.