Например, детская программа включала театральные постановки, игры по произведениям не только Толстого, но и других писателей. Дети играли в популярные в России XIX века игры. В оранжерее прошли мастер-классы. Специально для детей была сделана железная дорога с деревянными рельсами и большим паровозом.
Впервые на Международном фестивале "Толстой" представлена кинопрограмма. Кураторы Иван Толстой и Слава Шутов составили три блока показов и лекций.
В яблоневом саду была организована лекционная программа от проекта "Слово Толстого". Руководитель проекта праправнучка писателя Фекла Толстая открыла лекторий рассказом о рукописях "Анны Карениной". Также лекции прочли художница Катя Гущина, искусствовед Лейла Гучмазова и сотрудник ГМТ Дарья Еремеева.
На станции Козлова Засека показали танцевальный спектакль "Мара", прямо на рельсах, в перерывах между проходами поездов.
В этом году впервые на фестивале была кинопрограмма. Фильмы показывали в необычном пространстве - в риге, на сеновале. Первой лентой стал немой фильм "Любовь" 1927 года режиссера Эдмунда Гулдинга. В свое время черно-белая картина по мотивам "Анны Карениной" буквально сводила публику с ума. Главную роль в ней сыграла легендарная актриса Грета Гарбо.
Показ фильма в Ясной Поляне сопровождался живой музыкой. Аутентичную атмосферу первой половины ХХ века помог воссоздать тапер - выпускник Колледжа им. Гнесиных, композитор и органист Филипп Чельцов. Озвучиванием немого кино молодой человек занимается уже более 10 лет. Он обладает великолепным исполнительским мастерством и талантом чутко улавливать настроение происходящего на экране.
Интересно, что у фильма "Любовь" существует два финала. Счастливая развязка о воссоединении Анны и Вронского после смерти Каренина была снята для проката в США, а традиционная трагическая - для проката в Европе. На фестивале в Ясной Поляне показали американский вариант.
И конечно, главным событием фестиваля стал выездной спектакль Большого театра, балет "Анна Каренина" Джона Ноймайера. В открытом поле была фактически воссоздана сцена Большого театра и созданы ряды для зрителей на тысячу триста мест.
Толстой не любил балет и не считал его искусством. Известная история, когда он, отказавшись от гонораров за свое творчество, тем не менее не отказался от денег за спектакли по пьесе "Власть тьмы". Потому что в случае его отказа по театральным законам того времени авторские гонорары пошли бы на развитие балета, а такого "глумления" над собой Толстой вынести не мог.
Не знаю, переубедила бы постановка "Анны Карениной" хореографа Джона Ноймайера самого Толстого, но меня она "перевербовала".
Джон Ноймайер, американец по происхождению, по первому образованию - филолог, имеющий степень бакалавра по английской литературе.
Здесь Джон Ноймайер выступает во всех возможных ипостасях: автора идеи, хореографа, автора либретто, сценографа, художника по свету и художника по костюмам. И еще - филолога, прочитавшего этот роман на высочайшем уровне.
Просто невозможно не влюбиться в Левина - американского фермера, в клетчатой рубашке и сапогах танцующего с постоянно обиженной на весь белый свет Кити, тоже в рубашке и джинсах, - вполне под стать норовистой фермерской женушке.
Показ балета Ноймайера именно в Ясной Поляне, в семейном имении Толстых, где создавалась "Анна Каренина" - событие невероятное, но в то же время и очень органичное. На пресс-брифинге праправнук писателя Владимир Толстой заметил, что все, что окружает выстроенную для балета сцену - поля, леса, это все именно те самые места, где происходили реальные события, легшие в основу романа. Вот поле, на котором пахал Левин (сам Толстой), вот лес Чепыж, где Кити с сыном застала гроза, как на самом деле она застала Софью Андреевну с сыном Толстых Сережей. И когда во время балета Левин выезжает на сцену на тракторе, именно здесь это смотрится естественно.
В день прогона спектакля все ряды были заняты, и прошел сильный ливень. А премьера прошла идеально, без дождя, который обещали синоптики. Видимо, дух Льва Николаевича сжалился над балетом.