11.07.2023 22:18
Поделиться

Только каждая пятая компания планирует внедрение решений на базе ИИ. Насколько выгодно использовать нейросети в бизнесе

Более 50% крупных предприятий в России применяют искусственный интеллект (ИИ) в своей деятельности, при этом лишь 20% компаний планируют начать внедрение нейросетей. Об этом рассказали опрошенные "РГ" участники деловых объединений.
iStock

"В некоторых секторах, например, в финансах и телекоммуникации, решения на основе ИИ применяют более широко, а, допустим, в строительстве - меньше", - говорит представитель Международной сети интерактивных развлечений "Клаустрофобия" Владимир Жиганов. По экспертным оценкам, вклад искусственного интеллекта в ВВП страны к 2025 году может составить до 2%, уточняет он.

По данным правительства, в 2021 году эффект для российской экономики от применения ИИ составил более 300 млрд рублей. Цифры за последующий год не назывались, но, скорее всего, по мнению эксперта, они больше. "Есть множество оценок со стороны различных исследовательских компаний - процент использования ИИ варьируется от 5 до 20. Но, самое главное - понимание, какого типа решения на базе ИИ применяются в компаниях", - говорит член генерального совета "Деловой России", управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко.

Сейчас массово распространены только "простые" решения по типу чат-ботов, уточнила она. В свою очередь ИИ, который применяется именно в организации производственных процессов, встречается гораздо реже. Отчасти такая ситуация связана с тем, что решения на базе ИИ не так быстро окупаются в России: иногда проще на требуемый функционал нанять человека с низкой зарплатой и не покупать оборудование для вычислений или внешние интерфейсы для сбора/трансляции данных, объяснила Никитченко.

Финансовая выгода для бизнеса складывается из составляющих, говорит Жиганов. Во-первых, нейросети оптимизируют процессы и повышают эффективность работы предприятия, что может привести к сокращению затрат на рабочую силу и ресурсы. Во-вторых, помогают анализировать большие объемы данных и предсказывать тренды. В конечном счете, использование ИИ повышает конкурентоспособность бизнеса и увеличивает прибыль.

Использование нейросетей востребовано в различных секторах экономики. Например, в финансовой сфере они применяются для анализа рынков и прогнозирования цен. В производственных предприятиях - для оптимизации процессов производства и предотвращения сбоев в работе оборудования. В здравоохранении - для анализа медицинских данных и выявления заболеваний.

"Потенциал огромен, технология может быть применима практически во всех секторах экономики. Продвижение ИИ в стране способствует развитию инноваций, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Более эффективные бизнес-процессы способствуют росту экономики и увеличению налоговых поступлений", - пояснил Жиганов.

Сейчас, пожалуй, нет крупной российской компании, которая не внедряет инструменты на базе ИИ для оптимизации внутренних процессов, говорит член генерального совета "Деловой России" Вадим Юн. При этом часто применение данных технологий идет скорее методом точечной автоматизации, когда берется конкретный участок, где использование алгоритмов ИИ дает заметный выигрыш и для него разрабатывается и внедряется конкретное точечное решение. По его словам, в сегменте крупных предприятий с высокой долей вероятности можно оценить долю компаний, использующих хотя бы одно решение на базе ИИ, в цифру, близкую к 100%.

"Мы уже довольно длительное время наблюдаем интерес к решениям на базе ИИ со стороны финтеха и крупного ритейла - оно и понятно, как правило, эти компании уже довольно "цифровые" и внедрение подобных решений дает очень интересные результаты. Однако последние пару лет уверенными темпами в эту сторону идут и такие отрасли, как сельское хозяйство, производственные и добывающие компании", - отметил он.

Использование нейросетей наиболее востребовано в отраслях, где необходимо обрабатывать большие объемы данных и проводить сложный анализ, например, в финансовом секторе, медицине, транспорте, энергетике и телекоммуникациях, рассказал член генерального совета "Деловой России", совладелец группы компаний SP Group Александр Крючков. "Кроме того, нейросети могут быть полезны в производственных отраслях, где необходимо оптимизировать процессы и улучшить качество продукции. В последнее время также набирает популярность использование нейросетей в маркетинге и рекламе, где они помогают оптимизировать рекламные кампании и улучшить таргетинг", - пояснил эксперт.

Поделиться