Как в старинном омском селе возрождают традиции ковроткачества

Село Крестики Оконешниковского района - единственное место в стране, где сохранили технологии, станки и традиции ковроткачества сибирских чалдонов. Здесь восстановили десятки видов самобытных ковров, которыми восторгаются знатоки на выставках и фестивалях. Однако коммерциализация проекта пока буксует.
Чалдонские мастера  все умеют делать - и овечью шерсть приготовить для прялки, и ковровые нити сплести
Чалдонские мастера все умеют делать - и овечью шерсть приготовить для прялки, и ковровые нити сплести / Светлана Сибина/РГ

Крестики на карте региона появились в 1806-м году. А чалдоны - еще во времена Ермака Тимофеевича. Деревенские жители объясняют, что это слово произошло от названий двух рек - Чал и Дон. Вспоминают, что предки носили штаны с лампасами, а из-под черных козырьков фуражек с околышем неизменно красовался вихрастый чуб. Говорят, что традиции ковроткачества существовали в деревне всегда. А ковры ткали (на местном наречии "клали") все поголовно.

- Ручные ковры были в цене. Лежали не только на ящиках и лавках, но и в сундуках - про запас. Родственников у всех было много, и если случалась свадьба, лучшего подарка, чем ковер, не сыскать. На стены их не вешали, а те, которыми покрывали сундуки и стулья, берегли. Лицевой стороной стелили только по праздникам, а в остальное время - изнанкой наверх, - рассказала "РГ" местная мастерица Ольга Серикова.

Станки для изготовления ковров тоже были едва ли в каждой избе. К делу детей, в том числе и мальчишек, приобщали с раннего детства. Пока не сделают пять-семь рядков, на улицу не пускали. Поэтому каждый ковер был продуктом коллективного творчества, объединяющего всю семью.

За работой домочадцы распевали протяжные чалдонские песни. Фасоны платьев и парок заимствовали у старожилов. В праздники украшали наряд яркими самоткаными поясами, плетенками из бисера, разноцветными платками.

Но с наступлением перестройки привычный уклад начал давать трещину. Фабричные ковры потеснили домотканые. Их стали называть пылесборниками, стелить на пол. Станки перекочевали в сараи, подполье, а то и вовсе пошли на дрова. К началу нового века чалдонское рукоделье сохранилось только в сундуках стариков.

Но несколько лет назад ситуация стала меняться. В Крестики зачастили фольклорные экс-педиции. Ковры начали разбирать. Целая коллекция ушла в Сибирский культурный центр и районный музей. Часть исчезла в неизвестном направлении. И жители села спохватились.

- Как-то это неправильно. Старину раздаем, а своим детям и показать нечего, - говорит директор дома культуры Лилия Марченко. - И решили мы чалдонскую культуру возродить. По домам односельчан собрали около трех десятков ковров. Открыли в доме культуры выставку, небольшой цех. Выиграли грант, приобрели два новеньких станка. На удивление инициативу подхватила молодежь. Чтобы поработать у станка, школьники буквально выстраиваются в очередь.

Чалдонские мастера все умеют делать - и овечью шерсть приготовить для прялки, и ковровые нити сплести. А вот с красками проблема.

- У мастериц еще остались запасы советских анилиновых красителей. А новые заменители никуда не годятся. Блеклые, тусклые и при этом очень дорогие - 280 рублей за пакет. А их, чтобы добиться нормального колера, ой сколько надо. Если кончатся запасы, не знаем, что делать, - сокрушается Ольга Серикова.

Помимо ковров, селяне реконструируют старинные платья, плетут из бисера украшения, вяжут пояса и рукавицы, вышивают полотенца. Все - со знакомыми узорами. В Крестиках создано три народных фольклорных коллектива, которые отправляются на гастроли в райцентры или город в нарядах, сшитых собственными руками. А вот серьезным маркетингом заняться некому, и до новых грантов у ковровщиц тоже руки не доходят.

Привлекательной для туристов могла быть и оригинальная чалдонская кухня. В меню - грибятница из лесных грибов, запеченная в русской печке по особому рецепту. Пять видов холодца, в том числе из рыбы. Щи с сушеным творогом. Толстые блины на сыворотке. Курники и пироги с карасями. Печеные птички-чувильки. Густой ягодный кисель-кнут.

Во многих блюдах местные кулинары используются яйца, с которыми в Крестиках даже в голодные годы не было недостатка. Деревня окружена четырьмя озерами, которые давно облюбовали стаи птиц. Их прилетало столько, что хозяйки брали ведра на коромысло и шли на берег. Впрочем, и теперь водоемы, в том числе и с целебной водой, выглядят живописно и привлекательно. Сейчас над одним парит стая белых лебедей. Прекрасный сюжет для туристического флешмоба.

Останавливает гостей длинная и ухабистая дорога. А поскольку в Крестиках нет крупных предприятий, то и строить ее не торопятся. Селяне везут свои изделия на ярмарки, однако продаются они мало. И заказы - большая редкость.

- Покупатели считают, что пятнадцать-двадцать тысяч - это дорого. Приходится объяснять, что ручная работа - долгая и трудоемкая. У меня на двухметровый ковер уходит полгода, - поясняет Ольга Серикова.

Но мастера не унывают - всему свое время. И сейчас восстанавливают крестинские рисунки по клочкам обветшавших ковров. По мнению искусствоведов, это у них неплохо получается.

Прямая речь

Виктория Багринцева, директор Омского государственного центра народного творчества:

- Село Крестики уникально не только своими традициями, но и их сохранностью. И это имеет не только региональное, но и федеральное значение. Недавно увидел свет каталог, посвященный Крестикам. Здесь более ста образцов ковров. Особенно интересны с архаичными геометрическими узорами, которые не сохранила ни одна традиция на территории страны. В октябре мы покажем ковры, костюмы и предметы чалдонов на питерской выставке Крафт Базар. Записан диск "Чалдонские мотивы". Сейчас эти песни исполняют в Санкт-Петербургской консерватории и Гнесинке. Крестинские узоры начинают вдохновлять дизайнеров. Недавно Варвара Зенина из Москвы выпустила по чалдонским мотивам новую коллекцию платьев, которые выглядят очень современно.