Операторы вводят комиссии для покрытия растущих расходов

Оператор МТС с 27 июля 2023 г. вводит комиссию до 1% за пополнение счета при оплате стационарного телефона, услуг домашнего интернета и ТВ. Эксперты отмечают, что за последние 12 месяцев дополнительно тарифицироваться стали в целом различные услуги сотовых операторов. Это вызвано нехваткой финансирования и необходимостью повышать средний чек с абонентов, оставаясь при этом в рамках существующих тарифов.
РИА Новости

SMS-уведомления о комиссии за пополнение счета на оплату фиксированной связи от компании МТС получил обозреватель "РГ". Сведения о введении комиссии на фиксированную связь, домашний интернет и ТВ также выложены на сайте оператора.

"В зависимости от выбранного абонентом способа оплаты услуг связи может взиматься комиссия. Чтобы оплачивать без комиссии, рекомендуем подключить автоплатеж в приложении Мой МТС или своего банка. Также без комиссии пополнить лицевой счет можно картой МТС Банка в приложении Мой МТС, на сайте mts.ru, в приложении или на сайте МТС-Банка", - сообщили в пресс-службе оператора.

С начала года начали тарифицироваться дополнительные услуги и у других сотовых операторов. В частности, платными стали те сервисы, которые ранее были комплиментарными или оплачивались другими участниками. Так, абоненты начали платить за раздачу трафика на другие устройства, у них стала удерживаться комиссия при пополнении счета. О появлении или возможности появления таких платных опций с начала года заявили МТС, "МегаФон" и "Билайн". При этом "МегаФон" позднее сообщил о прекращении взимания комиссии за пополнение счета. Tele2 опцию так и не ввел.

Затронула тенденция и компании, так, например, пользователи коммерческих сервисов "Яндекса", таких как "Яндекс ОФД", обнаружили, что SMS-уведомления для клиентов стали платными. Об этом "РГ" рассказали сразу несколько представителей малого бизнеса.

Эксперты объясняют появление платных комиссий выяснением отношений между операторами и банками. Банки облагают операторов комиссией за переводы. Но раньше ее за абонентов оплачивали сами телеком-компании. Теперь у них таких возможностей стало значительно меньше. В 2023 году резко выросла расходная часть, а доходы зафиксированы, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"Выжимают до последней копейки из всего, что только можно. Даже повышение цен, к сожалению, для операторов ничего не даст даже в формате "инфляция+5%". И в обозримом будущем положение не изменится. Нужно повышение цен минимум на 50% в течение полутора лет", - говорит Муртазин. Как считает эксперт, стоимость связи вообще-то должна увеличиться в два раза. Плюс государство должно дать возможность убрать старые промотарифы, которые были по 100-150 рублей. "Это сомнительная заслуга операторов, то, что появилось в процессе ценовых войн. Но проблема в том, что сейчас по закону ФАС не одобряет изменения тарифов больше чем на уровне инфляции и операторы просто не могут их поменять", - поясняет эксперт.

Операторы вынуждены использовать различные способы повышения тарифов, как открытые, согласованные с регулятором, так и скрытые, когда становятся платными некоторые услуги, которые ранее предоставлялись бесплатно, - соглашается Алексей Бойко, аналитик телеграм-канала @abloud62.

"Предполагаю, что операторы пока что не смогли договориться с регуляторами об опережающих темпах повышения цен по формуле "инфляция + Х%", в то время как их расходы растут как из-за падения курса рубля, так и из-за растущих сложностей с покупкой зарубежного оборудования и растущих цен на это оборудование. В такой ситуации невозможно не пользоваться всеми доступными операторам способами повышения доходов, что мы и наблюдаем", - говорит Бойко.

При этом, по словам эксперта, возможности для оптимизации расходов у абонентов есть. Это отказы от вторых SIM-карт, тщательный выбор пакета услуг, переход к другому оператору с сохранением номера, более активное использование Wi-Fi и мессенджеров, отказ от услуг, где требуется покупать платные SMS-оповещения.

"Клиенты МТС могут оптимизировать свои расходы, подключив подписку МТС Premium, которая позволяет на выгодных условиях пользоваться услугами связи и цифровыми сервисами экосистемы и экономить в среднем 1557 рублей ежемесячно. У нас также есть программа лояльности МТС Cashback, в рамках которой кешбэком можно оплачивать те же услуги связи, подписки, покупать гаджеты в салонах и многое другое", - пояснили в пресс-службе.

Все происходящее на рынке не означает, что в конечном счете связь для пользователей станет менее доступной, отмечает Муртазин.

"Увеличение цены нужно провести для тех, у кого плата до 300 рублей в месяц в крупных городах, и до 200 рублей в месяц в небольших. Это даст операторам решение всех проблем и не сделает связь менее доступной", - говорит эксперт. По его словам, для таких тарифов даже двукратный рост ежемесячного платежа не сделает мобильную и иную связь премиальным сервисом. "22 млн абонентов ежемесячно платят за связь менее 300 рублей, при этом стоимость их телефона выше 70 тысяч. Деньги у этих пользователей есть", - констатировал Муртазин.