17.07.2023 13:47
Поделиться

Из Рима в Помпеи на "Красной стреле": Премьер Италии прятался от корреспондента "РГ" в исторических развалинах

С центрального римского вокзала Термини отправился первый скоростной поезд до знаменитых раскопок, Помпеи. На его борту: официальные лица, включая премьера Италии Джоржу Мелони и главу Минкульта Дженнаро Санджулиано, а также журналисты, среди которых оказалась корреспондент "РГ". Интересная и многообещающая культурная инициатива неожиданно обернулась скандалом.
Нива Миракян

Проект, на который было потрачено 35 миллионов евро, реализовывается по инициативе Итальянских железных дорог (Ferrovie dello Stato), компании Trenitalia и министерства культуры Италии под говорящим лозунгом "заставим культуру путешествовать". Его главная цель - приблизить жителей столицы и туристов, посещающих Рим, к уникальному городу, представляющему из себя гигантский "музей под открытым небом", который с 1997 года включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Такого статуса знаменитый археологический парк удостоился не случайно: на двух третях его территории уже были произведены раскопки. Среди последних "драгоценных" находок - скелеты двух мужчин, погибших от землетрясения во время извержения Везувия в 79 году н.э.

Раньше, чтобы добраться до Помпей, нужно было либо иметь машину, либо ехать поездом до Неаполя, а затем пересаживаться на региональную электричку или автобус. Подобная миссия в 45-градусную жару, которая установилась в эти дни в регионе Кампания, при всей любви к искусству кажется практически невыполнимой. А вот высокоскоростная "Красная стрела 1000" (Frecciarossa 1000) домчит жаждущих увидеть развалины туристов всего за 1 час 47 минут, а затем у станции их будут ждать удобные шаттл-бусы Pompei Link, которые за считаные минуты довезут прямо до главных ворот парка. На данном этапе поезда будут доступны лишь каждое третье воскресенье месяца. Если будет спрос, как пояснил министр культуры, число поездов обязательно увеличат.

Фото: Нива Миракян

Стоимость билетов в одну сторону в эконом-классе варьируется от 19,99 евро (тариф Young, предназначенный для молодежи) до 51 евро. При этом посещение раскопок в эту довольно высокую для среднестатистического итальянца цену не включено. Из чего можно сделать вывод, что инициатива в большей степени рассчитана на туристов. Билеты в Помпеи предлагается отдельно приобрести прямо на борту поезда, отсканировав QR-код, который можно найти во вложенной в бортовой журнал брошюре, а также предварительно просмотрев короткий мотивирующий ролик, который знакомит с историей погребенного под многометровым слоем пепла города и с раскопками, начатыми еще Бурбонами.

Поездка обещала быть очень интересной и познавательной, но в какой-то момент что-то пошло не так. Около 50 журналистов, сделав необходимые дежурные подсъемки самой "стрелы" и вагоновожатых в роскошных ливреях, заняли выжидательную позицию, чтобы взять коммент у главного пассажира этого исторического поезда, премьера Италии Джорджии Мелони, которая изначально не была заявлена ни в одном пресс-релизе. Сделать, увы, коллегам этого не удалось, так как нас всех принудительно загнали в поезд со словами: "Быстро на борт, это приказ!", плотно закрыв за нами двери.

Кто-то воспринял происходящее философски в надежде получить так называемую распуленную картинку позже, но только не телевизионщики. Они работают на госканалалах, им нужен эксклюзив, и они явно рассчитывали на более доброжелательное и уважительное к себе отношение. Оказавшись запертыми в вагоне "звездам" ТВ пришлось битый час слезно доказывать своим редакциям, что их вины в этом проколе нет. Речь идет, к слову, о самых значимых местных телевизионных каналах: Rainews, Tg1, Tg3.

Первая комфортабельная и сияющая чистотой "Красная стрела" с Термини выехала ровно в 08.53. Такая пунктуальность насторожила "путешественников в четвертом вагоне", отведенном для журналистов. Нам ли не знать, что поезда в Италии крайне редко соблюдают расписание. Уже изрядно разочарованные коллеги дружно пришли к выводу, что подобная педантичность связана исключительно с высокопоставленными попутчиками.

"Посмотрим, как поезд будет перемещаться, когда в нем окажутся простые смертные", - скептически и явно обиженно заметил кто-то из репортеров.

И хотя у перрона в Помпеях нас встречали как "очень важных персон", чуть ли не сошедших с первого "Восточного экспресса", мы-журналисты морально готовились ко второй серии этого увлекательного путешествия. Профессиональная чуйка нас не подвела.

Фото: Нива Миракян

В парке нас опять выстроили в шеренгу, окружив с десяти сторон полицейскими в штатском (что вполне разумно, учитывая официальный формат встречи). Затем нам дали буквально одним глазком взглянуть на развалины, предложили попить немного воды и полакомиться знаменитыми неаполитанскими сладостями. После чего прибывшая на место премьер промелькнула мимо журналистов, ни сказав ни слова. Мелони зашла в парк и вернулась почти через два часа. Все это время прессу продержали под раскаленным солнцем (в Италии объявлен "красный" уровень опасности из-за аномальной жары) без навеса, кормя каждые 20 минут обещаниями, что премьер с минуты на минуту выйдет из парка и сделает долгожданное заявление.

Дело в том, что итальянские журналисты в хорошем смысле избалованы, они знают себе цену и не готовы терпеть унижения, вне зависимости от того, какого ранга ньюсмейкер находится перед ними. Когда под аркой перед главным входом в парк замаячила фигура бывшего журналиста (что немаловажно в данном контексте), а ныне министра культуры Дженнаро Санжулиано, одна из коллег-телевизионщиков напрямую обратилась к нему, пригрозив жалобой в Союз журналистов.

"Министр, мы требуем от вас объяснений. Почему, спрашивается, мы должны сгорать под солнцем, чтобы осветить продвигаемую вами культурную инициативу", - крикнула несколько раз репортер экс-коллеге, который, однако, предпочел ретироваться. Благо вскоре появилась премьер Мелони, по свежему виду которой, откровенно говоря, сложно было предположить, что она провела два часа на раскопках.

"Этот проект направлен главным образом на то, чтобы сделать наше культурное наследие пригодным для использования", - коротко пояснила глава Кабмина изрядно вспотевшим и уже мало что соображающим журналистам, которые по инерции толкали друг друга, чтобы лучше заснять премьера и, несмотря ни на что, выполнить качественно свою работу.

На этом наш визит подошел к концу. В качестве моральной компенсации многие коллеги (я как-то вовремя не сообразила это сделать) с чистой душой решили прихватить на память огромные белые зонты-трости, которые выдали сотрудники археологического парка, очевидно заботясь о своей репутации. Первые полчаса в нашем вагоне царила тишина, которая нарушилась только после того, как нам подали, нужно признать, довольно вкусный и красиво оформленный обед.

"Я бы лучше провел этот день с семьей на море… Ведь идея сама по себе очень хорошая, чего, увы, пока не скажешь о ее подаче", - подвел итог нашему экспресс-путешествию мой попутчик, оператор одного из ведущих ТВ-каналов, который, судя по его реакции, так и не понял, что я не итальянка.

Месть журналистов не заставила долго ждать, на утро все ключевые издания - от Corriere della и до La Repubblica и La Stampa - в красках передали свои ощущения от памятной во всех отношениях поездки, сопроводив свои статьи и репортажи яркими заголовками. Эту волну тут же с радостью подхватила местная оппозиция, упрекнув власти в пропаганде и неуместной инициативе, которую, по их мнению, следовало бы презентовать в начале, а не в конце летнего сезона.