Правообладателям и маркетплейсам помогут в борьбе с контрафактом

Добросовестные практики, разработанные ОКЮР при участии ФАС, помогут добросовестным продавцам и производителям защитить свои интересы и интересы пользователей.

Ассоциация "Некоммерческое партнерство "Объединение корпоративных юристов" (ОКЮР), представители маркетплейсов, правообладателей и ФАС России разработали и представили практики по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках предотвращения реализации контрафактной продукции. Их исполнение позволит повысить эффективность пресечения реализации контрафакта и защитить интеллектуальные права на онлайн-платформах.

Перечень практик предусматривает возможность правообладателя произвести контрольную закупку и последующую экспертизу, если он заподозрил, что на маркетплейсе продается поддельная продукция. В случае подтверждения факта подделки, конкретный товар может быть снят с продажи. В рамках добросовестных практик правообладателям предлагается активнее использовать "личный кабинет бренда" для выявления "подозрительной" продукции и непосредственного взаимодействия с продавцом.

Согласованная процедура зафиксирована в виде документа "Добросовестные практики по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках предотвращения реализации контрафактной продукции" (есть в распоряжении "РГ").

Как следует из текста документа, правообладатели теперь имеют четкую процедуру по взаимодействию с маркетплейсами по снятию подозрительной продукции. Процедура едина и может применяться в отношении всех категорий товаров.

Правообладатели должны доказать подозрительность продукции при помощи целого ряда доступных им инструментов, например на основании контрольной закупки, системы "красных флажков", запроса необходимых документов на продукцию у маркетплейса/продавца и пр. Общение участников рынка и обмен документами осуществляется через личные кабинеты на маркетплейсах.

Система "красных флагов", поясняет замглавы ФАС Карина Таукенова, станет одним из инструментов для правообладателя. Под "красными флагами" понимаются некие признаки, "которые могут повышать вероятность обнаружения правообладателем подозрительной продукции в предложении продукции на площадке маркетплейса. Наличие "красных флагов" само по себе не может являться подтверждением факта реализации неоригинальной или поддельной продукции, но при этом может формировать обоснованные предположения правообладателя о наличии подозрительной продукции", - говорится в тексте.

При этом, учет "красных флагов" может вести как правообладатель самостоятельно, так и маркетплейс, "с последующим предоставлением информации о наличии "красных флагов" правообладателю по его запросу или предусмотрев сервис мониторинга "красных флагов" на своей платформе".

В качестве "красных флагов" могут учитываться следующие признаки: цена товара, если она существенно ниже средней цены товара данного артикула, сложившейся на площадке маркетплейса. Наличие подтвержденных судом случаев реализации продавцом неоригинальной или поддельной продукции на этом или ином другом маркетплейсе. Продажа товара в наборе, собранном иными лицами, не связанными с правообладателем. Отсутствие коммуникации продавца товара с покупателями или потенциальными покупателями при размещении ими вопросов в отношении товара и другие.

В случае обнаружения Красных флажков или их совокупности в отношении конкретного предложения продавца товаров, если такая система предусмотрена на маркетплейсе, маркетплейс может предоставить правообладателю указанные сведения посредством размещения соответствующего уведомления в личном кабинете правообладателя или при его отсутствии у правообладателя иным доступным способом.

При этом если формально, обязанность доказывать виновность продавца лежит на правообладателе, то на практике, как следует из документов, если продавец не смог предоставить достаточных доказательств оригинальности продукции по жалобе правообладателя, то его предложение этой продукции должно быть заблокировано.

Принципиально важным считает то, что отрасль самостоятельно выработала механизмы борьбы с контрафактом, президент АКИТ Артем Соколов.

"Все стороны в отрасли при детальном обсуждении разного рода вопросов, возникающих в процессе работы маркетплейсов, сходятся во мнении, что нужно договариваться и общественный договор выполняет эту задача эффективно. На наш взгляд, согласованная ФАС процедура однозначно усовершенствует и улучшит существующий механизм, который был запущен маркетплейсами в прошлом году: работу единой информационной системы по борьбе с контрафактом, где маркетплейсы обмениваются информацией о случаях реализации такой продукции, данными о продавцах и самом товаре", - сообщил Соколов "РГ".

Ранее стало известно, что доля подделок на российских маркетплейсах за год удвоилась. По данным IQ Technology в смартфонах она составляет 31%, в ноутбуках - 30%, а в смарт-часах - 63%. При этом подделываются и другие типы товаров: косметика и парфюмерия, детские товары, продукты питания и многое другое. Одной из причин такого роста эксперты называют снижение контроля за фальсификацией продукции со стороны покинувших рынок РФ брендов. В исследовании было проанализировано 15 тысяч карточек товаров в соответствующих категориях на Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркете", "Сбермегамаркете" и AliExpress.

Артем Соколов скептически оценивает эти выводы исследования. "В одну статистику объединили электронные площадки, на одной из которых преимущественно иностранные продавцы. При этом в России рынок электроники достаточно прозрачный, поскольку все товары имеют серийные номера, а продукция проходит тщательную таможенную проверку. По нашим расчетам количество контрафакта на российских площадках может составлять менее 0,1% и эта цифра не меняется уже несколько лет, а основная категория, в которой обнаруживают подделки - известные бренды одежды и обуви, но не электроника", - заявил Соколов.