Эксперт рассказал, для чего вводится внешнее управление на предприятиях

В Минпромторге заявили, что будут вводить внешнее управление на тех предприятиях, иностранные собственники которых не определились, уходят ли они из России. Такие меры уже заметили на Западе, и там они вызвали переполох. Это позволит минимизировать отток капитала и падение рубля, рассказал "РГ" директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
iStock

Отток капитала - один из факторов ослабления рубля. С новыми регуляторными механизмами зарубежные компании не смогут продать свои активы и вывезти доход. Продажу предприятий будет контролировать Росимущество. Это позволит при сделке выдавать определенную сумму от выручки, например 20%. Оставшаяся же часть останется в России, пояснил эксперт.

Смогут ли предприятия, на которых ввели внешнее регулирование, вернуться в Россию, пока неизвестно. Теоретически это возможно, и подобная практика существует, добавил экономист. В таком случае условия будет определять российская сторона.

Кроме того, многие страны уже вводили аналогичные механизмы во время рецессий, отметил Остапкович. Он также напомнил, что власти ФРГ передали в доверительное управление Gazprom Germania еще в 2022 году.

В России первыми предприятиями, на которых ввели временное управление, стали Danone и "Балтика". Компании принимают решение о дальнейшей работе в зависимости от выручки на российском рынке. Если ее доля большая, то они стараются задержаться. Когда речь идет о 1-2%, предприятия переносят капитал в другие страны, например в Африку или восточную Европу, рассказал эксперт.

Кроме того, многие зарубежные компании опасаются репутационных рисков и административных барьеров, если их государство вводит санкции против России. Еще один фактор прекращать инвестирование в российский рынок - неопределенность.

"У нас появилась такая категория - недружественные страны. И эти недружественные страны серьезные антибонусы получают. Им дают достаточно сложную программу", - отметил Остапкович.

По оценке экономиста, после введения санкций автопром обрушился на 60-70%. Большинство иностранных автомобильных производителей продали или передали свои предприятия российскому менеджменту. Среди неопределившихся остались Hyundai, Mitsubishi и Stellantis. Вместе с тем усилились поставки китайских автомобилей, например, JAC Motors.

Произошли изменения и на рынке бытовой химии. В 2023 году немецкий концерн Henkel продал бизнес консорциуму инвесторов с возможностью выкупа в течение 10 лет. Компания реализовывает моющие средства, косметику и средства личной гигиены, среди известных брендов - Schwarzkopf, Persil, "Момент" и другие. В России Henkel владел 11 заводами.

В сегменте мебели и товаров для ремонта также существенные перемены. Весной сеть строительных магазинов Leroy Merlin объявила о намерении передать управление компании российскому менеджменту. У компании в России открыто 107 гипермаркетов в 62 городах, штат насчитывает около 36 тыс. сотрудников. На момент ухода IKEA, в стране работало четыре производства, 17 магазинов и восемь студий, в которых работали почти 15 тыс. человек.

Нефтегазовая компания BP оценила убытки от выхода из России в 20 млрд долларов, Shell - в 5 млрд долларов. В McDonald"s сообщили, что их потери составили 1,2-1,4 млрд долларов, на этом фоне Burger King увеличил выручку на 40%.

Остапкович отметил, что при передачи активов 30-40% компаний в контрактах указывают, что они имеют право вернуться на российский рынок.