По словам директора по продажам "НАТЭК-Нефтехиммаш" Никиты Воронина, ситуацию нельзя назвать радужной. Последние месяцы курс рубля снижается, и, как следствие, у нас растет стоимость комплектующих, которые закупаются за рубежом. Плюс к этому вдвое увеличилась стоимость металла, а это 70% в себестоимости нашей продукции.
Стало сложнее участвовать в тендерах, а значит, и получать заказы, говорит Воронин. Тендеры иногда идут год или даже два. Часто организаторы просят зафиксировать цену выхода на тендер на какое-то время, допустим на полгода. За это время курс может измениться так, что компания-победитель станет выполнять заказ, работая в убыток. Плюс к этому после повышения ключевой ставки Банком России выросла и стоимость банковской гарантии, которая необходима для заключения контракта.
В тяжелом машиностроении Россия даже в самые сложные времена никогда не была отстающей страной. Но для современной нефтегазовой отрасли нужны новые технические решения.
Как отмечает партнер "Яков и Партнеры" Олег Назаров, доля импортных комплектующих в отечественном оборудовании может варьироваться. В некоторых случаях замена импортных комплектующих на отечественные действительно возможна, но это может потребовать времени, инвестиций в разработку и изменение технологического процесса.
Раньше эти комплектующие можно было получать из западных стран. До мая этого года одна из крупнейших в мире нефтесервисных компаний SLB продолжала поставлять нефтегазовое оборудование и комплектующие в Россию. После прекращения поставок единственной альтернативой стал их импорт из Китая. Но именно Китай также является главным конкурентом отечественных компаний по готовому оборудованию. А поставлять продукцию последнего передела экспортеру выгодней, чем комплектующие или сырье.
Китай является одним из крупнейших производителей промышленного оборудования в мире, поясняет Назаров. За последние 15-20 лет китайские машиностроительные компании сделали огромный шаг вперед. Выбор китайских производителей вместо российских зачастую обусловлен более выгодной ценой и оптимальными условиями поставки. Например, китайское оборудование для многостадийного гидравлического разрыва пласта (МГРП), геофизических исследований скважин (ГИС), наклонно-направленного бурения импортируется на замену западных аналогов - попавших под санкции, кроме того, китайские нефтесервисные компании в последние годы проводят активную экспансию на мировых рынках. Они выигрывают за счет ценовой разницы, которая обеспечивается масштабными производственными мощностями, доступом к рабочей силе, государственной поддержкой и субсидиями и т.д.
Китайские экспортеры могут предложить российским заказчикам более привлекательные цены, поясняет Воронин. Это происходит благодаря тому, что в КНР для экспортеров машинного оборудования осуществляется институциональная поддержка (направленная не на конкретный проект, а на развитие всей организации) на всех уровнях власти, применяются меры тарифного и нетарифного регулирования, а также есть поддержка в виде кредитов и налоговых льгот. Плюс эффективно работают разные институты - например, Китайская палата по импорту и экспорту машино-технической продукции и другие организации.
По словам Назарова, в России ведется планомерная работа по увеличению доли российского оборудования и компонентов, а значит, снижение зависимости от внешних поставщиков лишь вопрос времени.
Но, по мнению Воронина, поддержка нужна уже существующим предприятиям. Сейчас их прежде всего надо обеспечить заказами. Ведь компании, которые занимаются изготовлением крупнотоннажного оборудования, можно пересчитать по пальцам рук. Это можно сделать в основном через непрямые меры поддержки. Можно установить нормативы по закупке определенного объема комплектующих для ТЭК у российских производителей.
Оставшиеся после загрузки российских мощностей объемы можно контрактовать на международном рынке. Речь не идет о каких-то обременительных для нефтегазовых холдингов условиях. Можно привести в пример "Газпром", который через свою дочернюю компанию "Интергазсерт" сертифицирует для своих нужд оборудование только от отечественных поставщиков.
Также можно задействовать инструменты таможенно-тарифной политики и проработать вопрос об увеличении пошлины на импортируемое крупнотоннажное оборудование. Наконец, необходимо модернизировать станочный парк производителей оборудования, а для этого требуются серьезные вложения. У частных компаний средств на это нет, и здесь необходима помощь от государства. Формы участия могут быть различными - это и инвестиционные программы, и субсидии, и возможные налоговые льготы, и другие инструменты. Это необходимо сделать, поскольку без современного производства мы перестанем быть конкурентоспособными на международном рынке, считает Воронин.