На этой неделе завершится уникальная операция двух научных судов в Арктике

На этой неделе завершится уникальная операция во льдах Арктики. Уже пять дней рядом друг с другом идут два судна: научно-экспедиционное - "Академик Трешников" и ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Она вмерзлась в льдину в начале октября прошлого года и является частью дрейфующей полярной станции "Северный полюс - 41".
2022 год. "Академик Трёшников" (на заднем плане) ждет вмерзания "Северного полюса", чтобы вернуться в Мурманск.
2022 год. "Академик Трёшников" (на заднем плане) ждет вмерзания "Северного полюса", чтобы вернуться в Мурманск. / Арктический и антарктический НИИ

Перегрузка во льдах

"Академик Трешников" благополучно доставил к станции продукты, новое научное оборудование и сменный состав полярников, преодолев путь от Петербурга с заходом в Мурманск до станции "Северный полюс-41". Смог вплотную подойти к платформе "Северный полюс" и пришвартоваться к ней. Теперь в зависимости от погодных условий суда либо стоят борт о борт, либо находятся на небольшом расстоянии друг от друга.

Это позволит быстро и безопасно переместить грузы с борта на борт. Соответственно, при швартовке и люди смогут без проблем перейти с корабля на корабль. Если суда находятся на расстоянии, используется вертолет. Об этом сообщила пресс-служба Арктического и антарктического НИИ.

Напомним: "СП-41" - станция нового формата. Исследователи Арктики приплыли на край Земли на новом судне - "Северный полюс", которое сейчас и дрейфует вместе с льдиной. Полярники живут на нем, а работают как на борту ("Северный полюс" имеет отличное научное оборудование), так и на льдине.

Совместное плавание двух научных судов ориентировочно продлится десять суток. За это время должны быть проведены совместные исследования и установлено дополнительное оборудование непосредственно на льдине. Как только все запланированные работы будут сделаны, "Академик Трешников" вернется в Мурманск. А "СП-41" продолжит дрейф.

Обстановка сложная

Директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров отметил, что сейчас ледовая обстановка на месте дрейфа сложная. И на Северном Ледовитом океане - тоже лето. На льдине видны сквозные проталины.

"Обстановка, - отметил он, - не позволяет безопасно проводить исследования на льду, поэтому оборудование поднято на судно, и научные работы производятся с борта "Северного полюса". При этом данные спутникового мониторинга показывают, что неподалеку от станции расположено несколько обширных ледовых полей. В случае если вертолетная авиаразведка это подтвердит, и наши специалисты выберут более устойчивую льдину, мы проведем операцию по перешвартовке судна к новому полю. Это позволит заметно увеличить срок дрейфа и собрать дополнительные материалы о меняющемся климате арктического региона".

Новая взлетная полоса

Нынешняя ротация - уже вторая. Первая проходила весной. Людей вывозили и доставляли с помощью сложнейшей логистической операции - на самолетах и вертолетах. Была задействована новая снежная взлетно-посадочная полоса на научно-исследовательской станции "Ледовая база "Мыс Баранова" (Северная Земля).

О том, как она строилась "РГ" рассказал начальник станции Леонид Старцев.

Леонид, зачем нужна была взлетно-посадочная полоса? Вертолеты же летали.

Леонид Старцев: Да, сообщение со станцией осуществляется вертолетами из Хатанги с апреля по ноябрь. За это время они совершают 3-4 рейса. Привозим-увозим научный персонал и доставляем на станцию легкие грузы.

Но грузоподъемность вертолетов не слишком большая, оперативно обеспечить все потребности даже одной нашей станции сложно. Так что создание взлетно-посадочной полосы (ВВП) продиктовано необходимостью обеспечивать высокоширотные экспедиции, прежде всего, "Северный полюс-41". Из-за удаленности от берегов, вертолетом добраться до нее, доставить груз и провести ротацию состава сложно и дорого. Необходимы топливные подбазы на льду, посадка и дозаправка в пути. Проще и безопаснее использовать транспорт с большей грузоподъемностью и дальностью действия. Для этого как нельзя лучше подходит самолет.

Но, наверное, не только ради полярников строили полосу?

Леонид Старцев: Конечно. Взлетно-посадочную полосу можно использовать для полетов оперативных служб, таких как МЧС, для обеспечения безопасности и проведения спасательных операций на Севморпути. И, возможно, для доставки туристов на Северный полюс, например, на базу Барнео.

Насколько тяжело содержать такую полосу?

Леонид Старцев: Взлетно-посадочная полоса на Мысе Баранова не ледяная, как это чаще всего бывает в высоких широтах. Это уплотненный снег на грунте. Даже в наше короткое арктическое лето снег на полосе успевает полностью растаять, и всю работу нужно начинать сначала.

Именно это отличает нашу площадку от многих других полярных аэродромов. Ее сооружают путем утрамбовки - укатки специальными катками и гладилками разного веса. Их нужно прикрепить к тяжелым колесным тракторам или тягачам. Чем выше плотность и твердость покрытия, тем лучше сядет самолет.

Ежедневные полеты продолжались вплоть до 23 апреля. Принимали по два рейса в день. Была проведена ротация части персонала с "Северного полюса-41". И да! Наш пес Буран, которого осенью отправили в командировку на дрейфующую станцию, вернулся домой на станцию самолетом. Теперь он не только защищает нас от медведей, но и вместе с нами готовит полосу к посадке новых рейсов.