Дмитрий Чернышенко: До конца 2025 года "Цифровые кафедры" выпустят свыше 385 тыс человек
С 2022 года Минцифры совместно с Минобрнауки реализует проект "Цифровые кафедры", инициированный в рамках национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации".
"Президент России назвал повышение качества подготовки инженеров и ИТ-специалистов одной из приоритетных задач. Проект "Цифровые кафедры" играет ключевую роль в вопросе получения студентами востребованной ИТ-специальности. К 2025 году они должны выпустить свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по ИТ-профилю получат уже 900 тыс. студентов. "Цифровые кафедры" отлично дополняют образовательные программы как по ИТ-специальностям, так и по другим отраслевым направлениям, решая вопрос дефицита кадров на постоянно растущем ИТ-рынке", - заявил Чернышенко.
Цель проекта - получение студентами в дополнение к своей основной специальности квалификации по ИТ-профилю. Проект охватывает как студентов, обучающихся по ИТ-специальностям, так и тех, чья основная квалификация не связана со сферой ИТ. В первом случае студенты могут расширить свои профессиональные возможности, во втором - получить навыки по созданию алгоритмов, программному обеспечению и работе с базами данных, которые становятся востребованными в большом количестве профессий.
"В 2022 году на "Цифровые кафедры" поступили 112 тыс. студентов. Учитывая такой хороший результат, в 2023 году мы решили продолжить работу по этому проекту. 119 вузов проекта разработали образовательные программы, которые будут запущены уже в этом учебном году. Первый этап проверки прошли 558 (64%) из 874 программ. Из оставшихся 316 (36%) программ 295 были доработаны на втором этапе проверке. Такая экспертиза позволяет вузам максимально приблизить свои образовательные программы к актуальным требованиям работодателей", - сообщила Татьяна Трубникова, директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры.
Работу организовала АНО "Цифровая экономика", собрав уникальных ИТ практиков из бизнеса с успешным опытом реализации отраслевых проектов и опытом в образовательной сфере. По сравнению с 2022 годом объем образовательного контента для экспертизы АНО "Цифровая экономика" был увеличен вдвое, в этой связи для повышения скорости и качества обработки экспертами образовательных программ и улучшения цикла взаимодействия с вузами в части корректировки программ был разработан специальный автоматизированный комплекс.
"Мы в АНО ЦЭ определили основные вызовы, с которыми сталкивается ИТ-образование в России. Так, на взгляд наших аналитиков, перед вузами сегодня стоят следующие основные задачи: ускорить подготовку кадров для развития рынка отечественного ПО и высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечить подготовку достаточного количества специалистов в области информационной безопасности, содействовать технологическому лидерству России на зарубежных рынках дружественных стран (в том числе через экспорт образовательных технологий и наработок). Эти задачи можно решить, в том числе путем развития и внедрения "Цифровых кафедр" - этот проект мы активно развиваем совместно с Минцифры и Минобрнауки. А еще мы отмечаем, что основные "измеримые" показатели темпов наращивания ИТ-кадров - достигнуты, профессия "айтишника" - на пике популярности, и поэтому сегодня принципиальной задачей становится не погоня за количеством ИТ-кадров, а их качество. И эту задачу также можно эффективно решать через "Цифровые кафедры" - в тесном партнерстве бизнеса и государства", - отметил гендиректор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко.
Ожидается, что специалисты, которые получат новые квалификации в сфере ИТ на "цифровых кафедрах", станут ценным пополнением кадровых ресурсов цифрового развития отраслей экономики.