Поделиться

Как отразится на маркетплейсах пятый антимонопольный пакет

Поправки в нормативную базу дают антиномопольщикам возможность контролировать владельцев цифровых платформ.

- Лет 10 назад мы еще не думали, что они будут очень сильно влиять на экономику. Пятый пакет упорядочит их деятельность, - поясняет Дмитрий Шалабодов, руководитель УФАС России по Свердловской области.

Это не значит, что маркетплейсы и онлайн-агрегаторов как-то ограничат - мера скорее превентивная, чтобы не задирали цены, не блокировали необоснованно доступ к интерфейсу и не навязывали невыгодные условия. Критерием доминирования выступает новое понятие "сетевой эффект на товарном рынке": влияние платформы зависит от числа продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки. Если эта доля более 35 процентов, а выручка за последний календарный год превысила два миллиарда рублей, можно считать, что перед вами доминирующий игрок. В качестве примера пресс-служба ФАС приводит агрегатор такси: чем больше к нему подключено водителей, тем больше пассажиров пользуются услугами этой, а не других компаний.

- Неравноправие в коммерческих условиях приносит предпринимателям, торгующим на площадке, убытки, а отсутствие конкурентов у доминирующих платформ с большой долей вероятности снижает качество их работы, так как качественный сервис - плод борьбы за клиента, - комментирует новшества Алексей Краснопольский, директор сервисов "АТОЛ Онлайн" и "АТОЛ Pay". - Не имея узнаваемого бренда и имени, поставщик опасается, что его товар легко заменят другим, поэтому принимает правила игры гиганта. Цифровая платформа диктует ценообразование, схему взаимодействия с покупателем, оплата проходит через нее, реклама, продвижение и софт - платные.

По словам аналитика, существуют два диаметрально противоположных рынка. Первый - шопинг: ты не знаешь, что конкретно будешь покупать, и тебе нужна экспертиза или помощь с выбором. Это ниша стационарной торговли. А есть рынок покупок: человек ищет конкретный товар, его интересует широкий ассортимент - вот это как раз поле для е-commerce. В прошлом году ее оборот в России, по данным отраслевой ассоциации АКИТ, вырос почти на треть, до 4,9 триллиона рублей. Это 11,6 процента всей розницы.

По оценке Алексея Краснопольского, пятерка универсальных маркетплейсов занимает 69 процентов российского рынка электронной торговли по количеству заказов и 44 процента в денежном эквиваленте. Они реализуют стратегию агрессивной экспансии, используя гибридную бизнес-модель с акцентом на многоканальность доставки и расширение спектра услуг.

- Во втором квартале 2022 года топ-5 выполнил 400 миллионов заказов, что на 80 процентов больше показателя аналогичного периода 2021-го, и увеличил выручку на 73 процента - до 500 миллиардов рублей, - иллюстрирует свой тезис эксперт.

На вопрос "РГ", жаловались ли жители Среднего Урала в 2022-2023 годах на маркетплейсы и агрегаторов, Дмитрий Шалабодов уточнил: УФАС рассмотрело лишь одно дело о недобросовестной конкуренции. Компания "Медведь Екатеринбург" заявила, что ООО "АО-Маркетплейс" полностью воспроизвело внешний вид и конструктивные элементы туристических раскладушек, которые она выпускает. А также скопировало этикетку и выставило в интернет-магазине. Нарушителю назначен оборотный штраф 745,8 тысячи рублей по ст. 14.33 КоАП РФ, но пока постановление не вступило в силу.

- Пятый, или как его еще называют цифровой, антимонопольный пакет появился, поскольку влияние маркетплейсов постоянно увеличивается. Невозможно проанализировать конкретный рынок товаров, услуг или работ без учета их доли. С 1 сентября мы получим инструментарий для этого, - резюмирует глава УФАС.

Прямая речь

Олег Павлов, замглавы Общественного совета при Роспотребнадзоре, глава "Общественной потребительской инициативы":

- Пятый антимонопольный пакет - большой шаг вперед. От его появления должны выиграть все стороны: поставщики товаров, исполнители услуг, владельцы пунктов выдачи товаров, покупатели. Единственный нюанс - нужно, чтобы мораторий на проверки цифровых площадок был скорректирован так, как это предлагает антимонопольная служба. То есть у надзорных органов должны быть инструменты для привлечения нарушителей к ответственности.